Какие бывают тяговые аккумуляторы для лодок и в чем их особенности
Бензиновые моторы работают на топливе. Это позволяет владельцу взять с собой определенный запас, чтобы дозаправить топливный бак, если горючее кончилось. В случае с электромотором с “дозаправкой”, могут возникнуть трудности.
Перед покупкой проконсультируйтесь с продавцом и подберите себе оптимальный источник заряда для вашего электромотора. Какие бывают тяговые АКБ, а также как выбрать лучший аккумулятор для лодочного электромотора? Об этом и поговорим.
Особенности аккумуляторов для лодочных моторов
У электромоторов есть как положительные, так и отрицательные стороны эксплуатации. Например, если вы находитесь вдалеке от цивилизации, у вас нет доступа к электросети. А значит вы не можете зарядить аккумулятор для электромотора. Но, с другой стороны, стоимость, обслуживание таких двигателей будет дешевле, чем бензиновых. Начинающие лодочники, приобретая электромотор, также иногда забывают купить к нему тяговый аккумулятор.
Автономность тяговых аккумуляторов — это неоспоримое достоинство. При покупке тяговой АКБ нужно помнить о следующих правилах:
- Ни в коем случае не стоит вскрывать корпус. Их специально делают неразборными, чтобы предотвратить доступ кислорода к пластинам, так как это может привести к окислению и поломке агрегата.
Лодочникам, приобретающим тяговый АКБ, нужно знать, что такие аккумуляторы не стоит хранить зимой в неотапливаемом помещении, так как при температуре ниже – 20 по Цельсию они могут прийти в негодность.
Виды тяговых аккумуляторов
Аккумуляторный лодочный мотор используется во многих видах транспорта, например, троллейбусы, электромобили, вилочные погрузчики. Преимущества – высокий запас хода по сравнению с бензиновыми моторами, экологичность и безопасность. Для начинающих рыболовов главным достоинством станет удобство настройки и быстрый запуск.
Виды тяговых аккумуляторов:
- Гелевые. GEL – это аккумулятор глубокого разряда для лодочных моторов. АКБ имеет свинцово-кислотный электролит, утечку которого предотвращает специальный гелеобразный состав.
К положительным сторонам батарей данного типа можно отнести:
- Высокая скорость заряда.
- Автономность.
- Низкие показатели регрессии объема (не превышают 1-2% за год).
- Компактность и вес.
- Большая энергоемкость.
Единственным минусом является стоимость – от 20 до 25 тысяч рублей.
AGM батареи – новая технология среди аккумуляторных батарей. Это абсорбированное стекловолокно. Технология интересна тем, что в отличие от обычных свинцовых АКБ в них не используется жидкость в качестве электролита. Основу составляет пористый слой из спрессованного стекловолокна.
Свинцово-кислотные тяговые аккумуляторы – распространенный тип аккумуляторных батарей. Структурно это свинцовые пластины, погруженные в отсеки с кислотой. Они популярны в качестве стартовых аккумуляторов.
Главный плюс таких аккумуляторов — это доступная цена и высокий ресурс. Недостатки – необходимость регулярного обслуживания и риск выхода из строя при неустойчивом положении (нивелируется жесткой установкой или дополнительными элементами крепежа).
Эксплуатация автомобильных АКБ
Среди начинающих любителей рыбалки существует нездоровая тенденция устанавливать автомобильный аккумулятор в качестве тягового. Этого не следует делать по следующим причинам:
- Конструкция автомобильного АКБ предусматривает выдачу высокого заряда только на момент старта двигателя и дальнейшую работу в связке с генератором (подзарядку). Для лодочного мотора этого будет недостаточно,
- Автомобильные аккумуляторы после 2-3 циклов полного заряда-разряда могут потерять до 70% от первоначального объема, поэтому использование их в качестве тягового АКБ нерентабельно.
Несмотря на схожие функции, лодка используется не так часто, как автомобиль (за редким исключением). Поэтому следующим летом батарею придется менять по причине того, что она выдохнется. Не все лодочные моторы имеют генератор, что также накладывает ограничения на использования автомобильной АКБ.
Не надо экономить на тяговом аккумуляторе для лодочного двигателя. Если вас заинтересовала какая-то конкретная модель то поищите информацию о ней на тематических сайтах, посмотрите обучающее видео на хостингах. Не всегда доступная цена — это признак хорошего товара.
Что стоит учесть при выборе АКБ?
Покупая аккумуляторную батарею для лодочного мотора, учитывайте свой бюджет. Можно разделить тяговые АКБ на три условные категории по критерию «стоимость»:
- Бюджетные модели – ценовой диапазон от 4 до 12 тысяч рублей. Неплохие батареи, имеют относительно среднюю емкость (80-100 А/ч). Подавляющее большинство — это именно AGM-батареи. Тут следует соблюдать некоторую осторожность, так как среди них встречаются т.н. кальциевые аккумуляторы.
Важно: Так как GEL и AGM батареи не любят перегрузки в процессе подзарядки, стоит приобрести специальное зарядное устройство с функцией ускоренного восстановления заряда.
Главное удобство состоит в том, что зарядник универсален для батарей разной емкости (10-150 А/ч), а значит будет работать как компенсатор при перезаряде.
При выборе подходящей тяговой АКБ для лодочного электромотора (на 12в) надо учитывать следующие факторы:
- Тип установленного двигателя: существуют двигатели на 12 и 24 вольта, поэтому для последнего необходима либо батарея соответствующей мощности, либо 2 по 12 вольт, соединенные последовательно.
- При покупке аккумулятора стоит ориентироваться на AGM и GEL модели, так как они могут выдавать мощный стартовый импульс и работать продолжительное время с высоким зарядом. Разумеется, стоимость таких батарей будет высокой, однако срок эксплуатации существенно компенсирует высокую цену.
- Емкость – выбирается в соответствии с характеристиками мотора – чем мощнее, тем больше. В среднем тяговый аккумулятор должен обеспечивать 2-2.5 часа непрерывного хода на максимальной мощности.
Советы экспертов по выбору
Для питания электродвигателя лодочного мотора используются тяговые аккумуляторы по технологии с жидким электролитом (обслуживаемые) или GEL (необслуживаемые и герметизированные) напряжением 6, 12 вольт. Емкостью от 100 до 200 ампер час. Перед покупкой аккумулятора на электромотор!
Пожалуйста, рассчитайте среднее время работы мотора исходя из примерных данных: мощность мотора (например, в паспорте написано 30 ампер, это означает, что при 100% заряженном аккумуляторе, емкостью в 100 Ah лодка проплывет 100/30=3.3час. Но это в теории! на практике до трех часов максимум, пока он новый.
Срок службы лодочных аккумуляторов? Первый и основной фактор “убивающий” аккумулятор раньше времени — это качество заряда. При несовпадении входящего тока и мощности АКБ будет, ибо медленно заряжаться либо быть перегруженной высоким зарядом.
Второй – сезонное хранение в недозаряженном состоянии при отрицательных температурах. Третий – глубина разряда!
Популярные производители и их особенности
Самыми известными брендами лодочных моторов и аккумуляторов являются Deka и Minn Kota. Рассмотрим несколько моделей:
- Deka DP24 – популярная недорогая модель тягового АКБ. Средняя цена 8500 руб. Позиционируется как аккумулятор глубокой разрядки, однако выполнен по технологии AGM, что накладывает ограничения – чувствителен к низким температурам и имеет ограниченное количество циклов. При напряжении в 12 вольт объем составляет около 85 Ампер/часов. Не требует дополнительного ремонта. Хороший выбор для новичков. Подходит для надувных лодок
- Minn Kota MK-31-GEL – гелевый герметичный аккумулятор для средней лодки или маленькой яхты. Емкость 105 ампер/часов. Обладает полной функцией глубокой разрядки. Чаще всего ставится на мощные лодочные электромоторы.
- Deka GEL 8G8D – АКБ премиум класса. Средняя цена около 43 тысяч рублей. Мощности вполне хватает для электрификации яхт средних размеров. На лодки устанавливается редко из-за габаритов и веса (в снаряженном состоянии более 70 кг). При силе тока в 1000 ампер обладает объемом в 225 А/ч.
Тяговые АКБ различаются по техническим характеристикам. Поэтому рекомендуем не спешить с выбором. Вы можете почерпнуть массу полезной информации просмотрев обзоры и учебные видео по этой теме. Вот несколько примеров:
Подводя итог
Выбор тягового аккумулятора на 12 вольт для лодочного мотора зависит от характеристик вашего двигателя и бюджета.
А если вы уже лодочник со стажем, не экономьте и купите хороший гелевый АКБ. АКБ на 150-200 А/ч есть смысл покупать только если у вас не лодка, а небольшая яхта.
Впрочем, для них существуют отдельная категория батарей. Главное, чтобы аккумулятор подходил к вашему электромотору и не отказал в неожиданный или неподходящий момент. Ведь неприятно застрять посреди водоема и выгребать потом на веслах.
Руководство по тяговым аккумуляторам для лодочного мотора
Покупая электромотор для лодки, многие почему-то забывают о том, что к нему также требуется аккумулятор. Действительно, электрический мотор сам по себе не поплывет, ему требуется источник питания.
Некоторые могут радостно вспомнить, что у них в гараже лежит ненужный автомобильный аккумулятор. Однако смеем их разочаровать, для лодочного мотора требуется специальный тяговый аккумулятор.
Отличие тяговых аккумуляторов для лодочных моторов от автомобильных
Коротко говоря, аккумулятор это устройство, сохраняющее принятую электроэнергию от внешнего источника и затем способное её передать. Тяговый аккумулятор от автомобильного отличается возможностью поддерживать длительную подачу тока.
Стартовый аккумулятор
Стартовый аккумулятор, тот который используется в автомобилях, является вспомогательным устройством. Он используется для создания мощного разового заряда, запуская топливный двигатель, например у автомобиля или мотоцикла.
При этом его отрицательными качествами принято считать капризность в обслуживании. Так как в основной своей массе АКБ имеют свинцово-кислотный принцип работы, заряд не должен падать ниже 20%, в противном случае емкость аккумулятора падает. Происходит так называемая сульфатизация электродов.
Длительная разрядка способна полностью убить батарею. Также автомобильный аккумулятор боится низких температур. Зимой его нужно периодически прогревать в помещении. Для длительного поддержания тока он не подходит.
Тяговый аккумулятор
Тяговый аккумулятор годен для любого электротранспорта, например для троллейбуса, электромобиля или лодочного электромотора. Главными плюсами тягового аккумулятора являются: серьезный запас циклов-часов, неустрашимость перед почти полной разрядкой, широкие эксплуатационные возможности.
Все это мы подробнее рассмотрим ниже, а пока рассмотрим основные типы тяговых аккумуляторов.
Основные виды тяговых аккумуляторов
Говоря об основных видах тяговых аккумуляторов для рыбалки, мы можем для себя выделить 2 подвида свинцово-кислотного типа это AGM и GEL, но сначала свинцово-кислотный тип.
Данный тип аккумуляторов имеет свинцовые пластины, находящиеся в пластмассовом или стеклянном коробе, которые залиты кислотным электролитом. Помимо того, что свинцово-кислотный тип широко используется у стартовых АКБ, он также представлен тяговыми аккумуляторами Недостатки все те же: высокая вероятность выхода из строя.
Однако данную технологию существенно усовершенствовали сделав несколько подвидов:
- AGM (Absorbent Glass Mat – Абсорбированное стекловолокно). В отличие от классического свинцово-кислотного аккумулятора, данная технология сделана не с применением жидкости, а с помощью спрессованного пористого стекловолокна. Использование кислоты здесь минимальное, а значит, существенно уменьшена возможность сульфатизации электродов. Помимо прочего данный тип аккумулятора относится к необслуживаемому типу, то есть заливать электролит в него не требуется. Корпус сделан герметичным и не позволяет вылиться кислоте. Вместе с этим предотвращена возможность коррозии. Однако имеются и недостатки, такие как: чувствительность к перенапряжению, большой вес.
- GEL. Еще один тип аккумулятора для лодочного электромотора, сделанный на свинцово-кислотной основе. В его корпус залита специальная гелеобразная жидкость, что исключает у него вероятность утечки. Так же, как и AGM данный тип аккумуляторов называют необслуживаемым, то есть никакого ухода за ним вести не нужно. И хоть данный вид аккумуляторов является дорогим и имеет чуть меньшее количество циклов заряд-разряд, для лодочного мотора рекомендуют именно его.
Преимущества и недостатки
Рассмотрев 2 основных типа аккумуляторов на лодку, пройдемся детальнее по их характеристикам и выявим их сильные и слабые стороны.
Итак, преимущества технологии AGM
- Доступная цена и большой выбор. Аккумуляторы такого типа, как правило, широко представлены в начальном ценовом диапазоне, однако AGM батареи присутствуют и среди дорогих моделей.
- Большой срок службы. Если ходить на рыбалку каждые выходные в течение года, то аккумулятора должно хватить на 7 лет, минимум. Количество циклов зарядов-разрядов в среднем более 800.
- Герметичность позволяет заряжать аккумулятор без выделения опасных веществ.
- Возможность положить аккумулятор на бок. Еще одна полезное свойство герметичности, при этом не рекомендуется переворачивать предмет вверх дном.
- Отсутствие необходимости ухода за аккумулятором.
А вот её минусы
- Невозможность хранить аккумулятор в полностью разряженном состоянии. В отличие от GEL глубина разрядки у стекловатного типа аккумуляторов не должна превышать 20-30%.
- Уменьшение напряжения на морозе. На холоде батарея будет выдавать чуть меньшее напряжение. Это может сказаться на эффективности работы мотора.
Теперь рассмотрим плюсы GEL
- Более низкий уровень разрядки при простое. Если заряженный аккумулятор никак не используется, через месяц можно ожидать разрядку не более 5%, что является хорошим показателем.
- Способность к глубокой разрядке (Deep Cycle).
- Стойкость к крайним температурам. От -30 до + 60.
- Улучшенная защита от вибраций. Полезна во время сильных волн.
- Еще более длительный запас циклов-часов. С отдельными моделями гелевых аккумуляторов вы сможете зарядить прибор более 1000 раз.
В целом все свинцово-кислотные аккумуляторы имеют общие недостатки
- Большой вес. Примерно около 30 кг, навороченные модели могут весить на десятки килограмм больше.
- Чувствительность к превышению разряда. Он не должен быть более 25%.
- Неэкологичны. После использования присутствует необходимость в специальной утилизации.
Особенности эксплуатации
По сути, рекомендуемые AGM или GEL аккумуляторы, не нуждаются в каком-то специальном уходе. Оба аккумулятора являются необслуживаемыми, в чем их большая заслуга.
Однако также это означает:
- Запрет на вскрытие. Большое количество кислород нанесет пластинам непоправимый ущерб.
- Следует заряжать прибор, не более чем позволяет размер его емкости. Используйте ограничители заряда.
- Помнить о токсичности свинца. Если аккумулятор каким-то образом продырявился, что случается крайне редко, вам следует выкинуть его, но в специальных местах вторичной переработки. Данный тяжелый метал, очень опасен.
- Не стоит забывать о низком уровне зарядки. Если она ниже 20% вам следует подзарядить прибор, в случае с жидким электролитом это критично.
- Не использовать или хранить аккумулятор при температурах ниже -20°С или выше +60°С.
Рейтинг моделей с ценами
Выбирая тяговый аккумулятор, вы должны смотреть на его емкость (A/ч), долговечность (циклов заряда), минимальное напряжение (V) и температурные условия (°C).
Весь рынок тяговых аккумуляторов условно можно поделить на 3 категории:
- От 4 до 12 тысяч рублей. Такие аккумуляторы довольно неплохие, они имеют среднюю емкость (от 70 до 100 А/ч), устойчивость к вибрации и среди них попадаются модели глубокого разряда. Касательно технологии и типа, гелиевых аккумуляторов в данном ценовом диапазоне встречается немного. В основном это AGM-модели. Причем тут стоит опасаться так называемых кальциевых аккумуляторов. Это тот же свинцово-кислотный аккумулятор, только с добавлением кальция в качестве примеси к свинцу. Сложилось мнение, что после глубокой разрядки, данный тип аккумуляторов уже не восстанавливаются. Поэтому, если вы планируете разряжать ваш прибор полностью, лучше загляните в следующую ценовую категорию
- От 12 до 20 тысяч рублей. Сюда уже попадают и гелевые модели. Именно их мы рекомендуем для лодочных электромоторов. Они прочны, стабильны при самых низких температурах, выдают хорошее напряжение, что важно для мощности мотора. Отдельно отметим их емкость – от 100 до 150 А/ч. Но, если вы планируете долгую рыбалку, и хотите взять модель с улучшенной емкостью вам подойдут модели от 20 тыс. руб.
- От 20 до 40 тысяч рублей. Это самые топовые аккумуляторы для электромоторов на российском рынке. Их отличает большой пусковой заряд, почти сравнимый со стартерами, и громадный объем емкости (от 150 до 245 А/ч). А некоторые из них, вдобавок ко всему содержат резервную емкость.
3 модели
Давайте коротко пробежимся по трем разным моделям, представленным на рынке сегодня:
- Аккумулятор Deka DP24. Один из самых бюджетных вариантов. Средняя цена 8000 тыс. руб. Данный прибор хоть номинально и называется аккумулятором глубокой разрядки, по своей сути является AGM. То есть обладает всеми минусами данной технологии: плохо переносят температуру, имеет уменьшенное количество циклов разряд-заряда. Его емкость составляет 85 А/ч, а напряжение 12 В, что в целом неплохо. Данная модель будет очень хорошей для первой покупки тягового аккумулятора, чтобы разобраться со всеми тонкостями работы с ним. Хорош для небольших надувных лодок. И кстати, он не требует обслуживания.
- Аккумулятор гелиевый Minn Kota MK-31-GEL. Цена около 22-х тысяч рублей. Роскошный аппарат, герметизированный, с емкостью в 102 А/ч и напряжением 12 В, с настоящей возможностью глубокой разрядки. Фирма Minn Kota давно зарекомендовала себя как фирму лидера в моторном производстве. Их аккумуляторы ничуть не хуже. Замечательный вариант для мощных электромоторов.
- Аккумулятор Gel Deka 8G8D. Этот аккумулятор стоит 40 тысяч рублей и популярен на яхтах. Его емкость 225 А/ч. Он пускает ток более 1000 А и весит 71 кг. Добавить тут ничего.
Зарядное устройство
Что же, теперь, когда мы ознакомились с основными характеристиками аккумуляторов, рассмотрели модели разных категорий, поговорим о зарядном устройстве.
Он помогает ускоренно восстанавливать заряд и главное учитывает искомую емкость аккумулятора (например для аккумуляторов от 15 до 130 А/ч). Зарядное устройство содержит индикатор и компенсирует падающее напряжение.
Однако, эти цифры сильно зависят от окружающей температуры, чем она ниже, тем большее напряжение (в пределах нескольких десятых) можно подать.
Как выбрать аккумулятор для лодочных моторов
Выбор аккумулятора для владельца лодки не менее важен, чем для автомобилиста. В этой статье вы найдете информацию про аккумуляторы для лодочных моторов и ознакомитесь с их характеристиками и ценами.
Основные типы
Аккумуляторов для лодочных моторов несколько типов:
Первые применяют для быстрого запуска дизельного или бензинового двигателя. Основной минус в том, что их нельзя сильно нагружать, и заряда хватает ненадолго.
Другое дело тяговые. У них есть стабильное высокое значение постоянного тока. Они могут долго работать. Им не страшно окисление из-за особенностей конструкции. Они относятся к аккумуляторам глубокого разряда, имеют повышенное количество циклов.
Универсальные аккумуляторы способны обеспечить высокий пусковой ток, а также работать в качестве глубокого разрядного источника питания.
Виды АКБ, их плюсы и минусы
Используются такие виды:
- WET – свинцово-кислотные
- AGM И GEL
- Li-On – литий-ионные
Свинцово-кислотные – самые часто используемые. Они являются необслуживаемыми. Доливать воду в банки используя их не нужно. Главный минус этих аккумуляторов: если их часто полностью разряжать, то часть ёмкости будет теряться.
Возьмите за правило, на каждой рыбалке, первым делом начинайте.
AGM И GEL – часто используются с лодочными электромоторами. Они не боятся глубокого разряда и могут выдавать высокий пусковой ток для мотора, даже если разряжены. Заряжаются очень быстро, не выделяют газов и их не нужно обслуживать. Минусы в том, что их нельзя перезаряжать, а также высокая стоимость.
Литий-ионные – стремительно набирают популярность. Их постоянно улучшают, несмотря на то, что они появились совсем недавно. У них имеется защита от перезаряда.
Плюсы:
- Энергоёмкость;
- Не требуют обслуживания;
- Небольшой процент износа (10% за год);
- Быстро заряжаются;
- Легкие и компактные.
Из минусов можно назвать цену аккумуляторов. Приблизительная стоимость – 20 тыс. рублей.
Свинцово-кислотные – самые часто используемые, они являются необслуживаемыми
Выбор аккумулятора
Выбирая АКБ для своего мотора, смотрите на то, какого типа двигатель. Они могут быть 12В или 24В. Для 24В придётся последовательно соединять две по 12В.
Если в планах пользоваться одним АКБ нужно выбирать AGM или GEL. Если есть возможность, то купите литий-ионный аккумулятор. Он дорогой, но со своей задачей справится лучше других.
По поводу ёмкости. Она зависит от мощности мотора. Если мотор мощный, то и ёмкость требуется соответствующая. Потребление электромотора приблизительно равно одному амперу на фунт мощности мотора. Если у мотора 25 фунтов, то аккумулятора на 50 Ач ему хватит на 2 часа на максимальной скорости. На маленькой скорости его хватит на все выходные, возможно даже больше.
Мощность лодочных электромоторов нельзя измерять в лошадиных силах или киловаттах. Для них есть такие понятия, как упор и тяга.
Зачастую на 45 килограмм массы судна нужно 2 фунта тяги. Но лучше брать с запасом в 10%.
Подбирайте АКБ так, чтобы на полной мощности хода заряда хватило на два часа.
Смотрите на вес. Лучше, если он будет в пределах 20 кг, дабы не мешал управлению.
Выбирайте необслуживаемый аккумулятор. Вы должны только подзаряжать его. И хорошо, если у него будет минимальный самозаряд.
Потребление электромотора приблизительно равно одному амперу на фунт мощности мотора
Модели и стоимость
CROWN 12 В – тяговый аккумулятор для лодочных моторов, обладающий компактными размерами. Не портится от глубоких разрядов. Также имеет максимальное количество циклов глубокий разряд-заряд.
Характеристики:
- Ёмкость: 85 A*ч;
- Max I: 730 A;
- Вес: 20 килограмм;
- Цена: около 6946 руб.
DEKADP 24 серия MarineMaster (США) – АКБ глубокого разряда. Способен без проблем выдерживать полную разрядку и долгую перезарядку. Специально создан, чтобы работать в тяжелых условиях.
Характеристики:
- Ёмкость: 85 A*ч;
- Max I: 550 A;
- Вес: 17.7 килограмм;
- Цена: около 5750 руб.
DEKA DC31 DT серия Marine Master (США) 12 В – ещё один хороший аккумулятор того же производителя.
Характеристики:
- Ёмкость: 120 A*ч;
- Max I: 650 A;
- Вес: 26.7 килограмм;
- Цена: около 8950 руб.
DEKA DOMINATOR 8G24 (США) гелиевый 12 в – обладает уникальной технологией гелиевого электролита. Способен выдержать большое количество циклов заряда-разряда. Выдерживает любые нагрузки, что позволит долго находиться на воде.
Характеристики:
- Ёмкость: 74 A*ч;
- Max I: 410 A;
- Вес: 19 килограмм;
- Цена: около 16400 руб.
DEKA DOMINATOR 8G31DT (США) гелиевый 12 в – обладает многими преимуществами: герметичен, не требует обслуживания, электролит не протекает, ударостойкий.
Характеристики:
- Ёмкость: 102 A*ч;
- Max I: 590 A;
- Вес: 31.7 килограмм;
- Цена: около 20900 руб.
Зарядка аккумулятора
Лодочные аккумуляторы высокочувствительные, требуют точность в поддержании тока. Для этого нужно пользоваться зарядным устройством, которое имеет функцию автоматического отключения. В нём обязательно должен быть вентилятор, который защитит от перегрева электронные платы.
Полная зарядка происходит за 9-10 часов.
Если увеличивать силу тока, зарядка будет быстрее. Но от этого быстро испортится аккумулятор.
Можно ли использовать автомобильные АКБ
Эта тема стоит того, чтобы её обсудить. Опытные рыбаки, специалисты и туристы утверждают, что лучше так не делать. Автомобильные АКБ не подходят для лодочных моторов. Автомобильный аккумулятор работает так: в момент, когда запускается двигатель он отдаёт высокий ток, а потом во время поездки заряжается.
Не у каждой лодочной ДВС присутствует генератор. Они ставятся только на дорогих моделях. Большая часть лодочных моторов не рассчитана на то, что АКБ будет подзаряжаться во время работы.
Автомобильный АКБ ни в коем случае нельзя использовать как тяговой. Через 5-7 глубоких разрядов он прекратит работу.
Правила эксплуатации
- Обслуживать электромотор можно только отключив АКБ.
- Присоединяйте аккумулятор надёжными креплениями, не используйте для этого “крокодилы”.
- Проверяйте хорошо ли соединен мотор с аккумулятором. При плохом теряется нагрев, происходят утечки и окисления.
- Замыкание выводов батареи может привести к её выходу из строя.
Все правила такие же, как при эксплуатации автомобильного АКБ.
Блиц-советы
Производителям АКБ для лодок нужно искать компромиссное сочетание стартерных и тяговых качеств батарей. На данный момент ведутся исследования чтобы достичь этого.
Пример такого решения – тяговые литиевые АКБ RT-L. Специалисты из Российской академии наук участвовали в их разработке.
Отличия этих аккумуляторов:
- Легкий вес, самый лёгкий в своём классе;
- Большая энергоёмкость;
- Защита от влияния климатических воздействий;
- Увеличение ресурса (большое количество циклов – около 3000).
Эти аккумуляторы невозможно утопить. Для изготовления применялись специальные материалы.
Как подобрать аккумулятор для лодочного мотора
Для запуска лодочного мотора морские стартовые аккумуляторы в течении 5-10 секунд генерируют ток 500 — 1000 ампер. Этого добиваются, устанавливая в них большое количество тонких пластин, обеспечивающих максимальную поверхность контакта с электролитом. Однако такая конструкция не допускает глубокой разрядки аккумулятора, поэтому стартовые батареи не годятся для работы с лодочными электромоторами, помпами и мощной морской электроникой.
Если один аккумулятор используется для пуска бензинового двигателя и подключения электрического оборудования на катере, выбирайте стартово-тяговую батарею. Она выдерживает разряд током 10 ампер в течении 7 часов и имеет пусковой ток 500 ампер и выше. Стартово-тяговые аккумуляторы часто маркируются символами DP – dual purpose — двойное назначение.
Запускать мотор способны аккумуляторы любого типа – гелевые, AGM или с жидким электролитом. Но для мощных двигателей, таких как Mercury Verado, подходят только AGM аккумуляторы.
DEKA 24M7 | DEKA 24М6 | DEKA DP27 | |
![]() | ![]() | ![]() | |
Емкость, Ач | 95 | 80 | 105 |
Ток холодного пуска(ССА), А | 800 | 675 | 575 |
Размеры (Д х Ш х В), мм | 260 х 171 х 236 | 260 х 171 х 236 | 300 х 171 х 236 |
Вес, кг | 20,4 | 19,7 | 27 |
ЗАКАЗАТЬ | ЗАКАЗАТЬ | ЗАКАЗАТЬ |
Производители моторов в документации на свои изделия указывают минимальные рекомендуемые характеристики аккумулятора — емкость в ампер-часах(Ач) и ток холодного пуска (CCA) или резервную емкость(RC@25) и морской пусковой ток (MCA).
При покупке аккумулятора, проверяйте, чтобы у выбранной вами батареи оба параметра были не ниже рекомендованных. Использование аккумулятора меньшей емкости создает дополнительную нагрузку для электросистемы лодочного мотора и может повредить ее.
Емкость аккумулятора С20 – характеризует ток, который аккумулятор может давать в течении 20 часов до тех пор, пока напряжение на клеммах не упадет до 10,5 Вольт. Чем выше емкость, тем дольше батарея способна питать подключенные к ней устройства
Резервная емкость RC@25 – время в минутах за которое аккумулятор разрядится током 25 А при температуре 27 радусов Цельсия до напряжения 10,5 Вольт
Морской пусковой ток MCA – ток который новый, полностью заряженный аккумулятор дает в течении 30 секунд при температуре 0 градусов Цельсия. При этом напряжение ячейки аккумулятора не опускается ниже 1,2 Вольт
Ток холодного пуска CCA – то же самое, что MCA, но при температуре -18 градусов Цельсия
Например, для лодочного мотора Ямаха 40 производитель рекомендует аккумулятор со следующими характеристиками: ССА – 245 А MCA – 323 A RC@25 – 52 минуты. Такими параметрами обладает аккумулятор DEKA 24M7 или DEKA Intimidator 8A24M
Для лодочного мотора Honda 20 подойдет аккумулятор емкостью 35 Ач и током холодного пуска (ССА) – 270 А. Это может быть аккумулятор DEKA 24M5 или DEKA Intimidator 8A24M.
Стартовые аккумуляторы рекомендуемые для подвесных лодочных моторов Yamaha
Подобрать аккумулятор для мотора Ямаха
Модель двигателя | Характеристики АКБ, рекомендуемые производителем двигателя | С жидким электролитом | AGM |
Двухтактные | |||
50 л.с. и менее | CCA 245 А (MCA 323 А) RC25 52 мин | DP24 | |
60 -200 л.с, карбюратор, 2.6L 150-200 EFI | 380 CCA (MCA 502 А) RC25 124 мин | 24M7 | – |
3.1 L 200-250hp EFI | 512 CCA (MCA 675 А) RC25 182 мин | 27M6 | – |
150-300 HPDI 3.1L & 3.3L | 512 CCA (MCA 675 А) RC25 182 мин | 27M6 | 8A27M |
Четырехтактные | |||
F8A, F9, T9.9, F15, F20, F25 | 245 CCA (MCA 323 А) RC25 52 мин | 24M4 | 8A24M |
F30, F40, F50, T50, F60, T60, F75, T75, F90 F/FL115 | 380 CCA (MCA 502 А) RC25 124 мин | 24M7 | 8A24M |
F/LF150, 3.3L F/LF200, 3.3L F/LF225, 3.3L F/LF250 | 512 CCA (MCA 675 А) RC25 182 мин | 24M7 | 8A24M |
2.8L VF150, F175, F/LF200, 4.2L VF200/225/250, 4.2L F/LF225, 4.2L F/LF250, 4.2L F/LF300 | 680 CCA (MCA 770 А) RC25 160 мин | 27M6 | 8A31DTM |
F/LF350 | 700 CCA (MCA 900 А) RC25 170 мин | 27M6 | 8A31DTM |
Заказать аккумулятор для мотора Yamaha
Стартовые аккумуляторы рекомендуемые для подвесных лодочных моторов Honda
Подобрать аккумулятор для мотора Хонда
Хонда
Модель двигателя | Характеристики АКБ, рекомендуемые производителем двигателя | С жидким электролитом | AGM |
BF8D, BF9.9D, BF15D, BF20D | CCA 270 А (MCA 350 А) С20 35 Ач | 24M5 | 8A24M |
BF25A, BF30A, BF25D, BF30D, BF40A, BF50A | CCA 420 А (MCA 546 А) С20 65 Ач | 24M7 | 8A24M |
BF40D, BF50D | CCA 582 А (MCA 756 А) С20 65 Ач | 27M6 | 8A31DT |
BF75A, BF90A | CCA 550 А (MCA 715 А) С20 70 Ач | 24M7 | 8A27M |
BF75D, BF90D | CCA 582 А (MCA 756 А) С20 65 Ач | 24M7 | 8A31DT |
BF115A, BF115D, BF130A, BF135A, BF150A | CCA 622 А (MCA 809 А) С5 64 Ач С20 80 Ач | 27M6 | 8A31DTM |
BF200A, BF225A | CCA 800 А (MCA 1040 А) С5 95 Ач С20 110 Ач | 27M6 | 8A31DTM |
Заказать аккумулятор для мотора Honda
Стартовые аккумуляторы рекомендуемые для подвесных лодочных моторов Mercury
Подобрать аккумулятор для мотора Меркури
Модель двигателя | Характеристики АКБ, рекомендуемые производителем двигателя | С жидким электролитом | AGM |
Двухтактные | |||
6-60 л.с | CCA 350 А (MCA 465 А) | 24M4 | 8A24M |
75-125 л.с | CCA 450 А (MCA 525 А) | 24M5 | 8A24M |
Модели V6 | CCA 490 А (MCA 630 А) | 24M5 | 8A24M |
Модели OptiMax | CCA Минимум 800 А (MCA 1000 А) | 24M7 | 8A31DT |
Четырехтактные | |||
9.9 – 25 л.с. | CCA 350 А (MCA 465 А) | 24M4 | 8A24M |
30 – 115 л.с | CCA 350 А (MCA 750 А) | 24M5 | 8A24M |
Verado | |||
135 / 150 / 175 / 200, Verado L4, 200 / 225 / 250 / 275 / 300 Verado L6 | MCA 800 А минимум. Минимальное значение RC25 135 мин. | – | 8A24M |
Заказать аккумулятор для мотора Mercury
Стартовые аккумуляторы рекомендуемые для подвесных лодочных моторов Suzuki
Подобрать аккумулятор для мотора Сузуки
Модель двигателя | Характеристики АКБ, рекомендуемые производителем двигателя | С жидким электролитом | AGM |
DF9.9 / 15 – DF25V | CCA 330 А или больше RC25 70 минут или больше С20 40 Ач или больше | 24M5 | 8A24M |
DF25 – DF50 DF40 – DF50 | CCA 389 А или больше RC25 115 минут или больше С20 70 Ач или больше | 24M7 | 8A24M |
DF60 – DF70 DF90 / 115 – DF140 DF150 – DF175 | CCA 512 А или больше С20 100 Ач или больше | DP31DT | 8A31DT |
DF200 / 225 / 250 /250SS | CCA 670 А или больше RC25 190 минут или больше С20 100 Ач или больше | DP31DT | 8A31DT |
DF300 | CCA 770 А или больше RC25 239 минут или больше С20 130 Ач или больше | 24M7 две штуки | 8A24M две штуки |
Заказать аккумулятор для мотора Suzuki
Аккумуляторные батареи работают надежно и служат долго только, если за ними следят и своевременно заряжают
Причем для гелевых, AGM, жидко-кислотных и LiFePO4 аккумуляторов ток, напряжение и алгоритм зарядки должны быть разными. Однако многие владельцы катеров не имеют опыта и желания вникать в такие технические тонкости. Как следствие, недозарядка, сульфатация, потеря емкости и регулярная замена дорогих аккумуляторов.
Поддерживать аккумуляторы в заряженном состоянии помогут специально созданные для катеров устройства
Модель | Когда использовать | Описание |
![]() | Водонепроницаемое зарядное устройство Подходит для катеров:
Два или три выхода по 12-вольт | ПОСМОТРЕТЬ |
![]() | Водонепроницаемое зарядное устройство Недорогая модель для одного или двух аккумуляторов на открытом катере. Подходит для аккумуляторных батарей не очень большой емкости. Два выхода по 12-вольт | ПОСМОТРЕТЬ |
![]() | Водонепроницаемое устройство Обязательно для катеров с носовым электромотором или с большой нагрузкой на сервисный аккумулятор. Заряжает дополнительный аккумулятор в пять раз быстрее, чем генератор двигателя напрямую. Входное напряжение 12, выходное 12, 24 или 36 Вольт | ПОСМОТРЕТЬ |
![]() | Водонепроницаемое реле Позволяет просто подключить дополнительный аккумулятор для зарядки от генератора | ПОСМОТРЕТЬ |
![]() | Зарядное устройство для двух аккумуляторов Подходит для зарядки сервисного и стартового аккумуляторов на каютных катерах. Работает как блок питания, если катер подключен к береговой электрической сети Задайте вопрос,и получите консультацию по лодочным электромоторам, аккумуляторам или зарядным устройствам для катера или яхты Аккумуляторы для лодочных электромоторовАккумулятор – это самое главное устройство на лодке с электромотором. Без него двигатель не заведется, да и вообще работать не будет, то есть электромотор абсолютно бесполезен без АКБ. И если электромоторы неприхотливы и служат долго без особого обслуживания, то про аккумуляторы такого не скажешь. Самые популярные у водномоторников – тяговые АКБ. Они отличаются от автомобильных тем, что хорошо переносят глубокую разрядку, могут сотни раз разряжаться и снова заряжаться. Автомобильные рассчитаны на высокие токи и используются преимущественно для пуска двигателя, потому и называются стартовыми. Работать при постоянной нагрузке они не могут. При разрядке более 50% происходят необратимые процессы, вызывающие резкое падение емкости. Аккумуляторы для лодочных моторов должны работать под постоянной нагрузкой. Кроме того, во время плавания из-за сильной волны устройство может оказаться на боку, следовательно, нужен электролит, который бы не проливался. Поэтому технология для стартовых (автомобильных) тут не подходит. Современные производители выпускают два вида тяговых АКБ, которые можно использовать для лодочных электромоторов: Разрабатывалась для военной отрасли, но со временем нашла свое применение и широко распространилась в повседневной жизни. АКБ переносит 800 циклов заряд/разряд, что соответствует интенсивной эксплуатации на протяжении 7-9 лет. Электролит находится в гелеобразном состоянии, отсюда сразу минус АКБ противопоказан перезаряд. Гель станет жидким и не восстановится. Поэтому нужно покупать автоматическое зарядное устройство, способное вовремя отключать питание. Это самые дорогие, но они больше всего подходят для лодочных электромоторов. Используется для производства более дешевых тяговых аккумуляторов. Срок их службы 4-6 лет, 400 циклов заряд/разряд. Электролит жидкий, но его не заливают, а пропитывают им пористый наполнитель. Наливать, подливать, обслуживать, как автомобильный, не нужно. К этим плюсам прибавляются тот же минус, как и у гелевых: серия AGM чувствительны к высоким токам (перезаряду). Кроме того, АКБ этого типа хуже гелевых переносят жару и холод, но стоят они почти в 2 раза дешевле. Преимущество и AGM, и GEL аккумуляторов – при хранении саморазряд не превышает 2% в месяц. Можно плавать и с автомобильным АКБ, но недолгоКупить автомобильный аккумулятор для электромотора можно при условии, что Вы делаете покупку, понимая все минусы такой эксплуатации. И в некоторых случаях это приобретение оправдано. Стартовый аккумулятор не предназначен для глубокой разрядки. Уже при 50% емкости на пластинах обоих полярностей начинают оседать крупные кристаллы сульфата свинца. Процесс называется сульфатацией и является лишь частично обратимым. Начинается износ и старение. После каждого цикла зарядки его емкость резко уменьшается. Уже через 5-10 выходов на водоем автомобильный придет в негодность. Однако если Вы именно столько раз за лето и выбираетесь на рыбалку, то покупка автомобильного оправдана. Хотя выгода сомнительная. Да, такая АКБ стоит в 2-3 раза дешевле тягового, но служит в десятки раз меньше: 5-10 циклов при глубокой разрядке против 400 у AGM аккумуляторов и 800 циклов у GEL. Как подобрать аккумулятор к электродвигателю?Каждый рыбак знает, сколько времени он проводит на рыбалке, какого размера его любимая акватория, свою тактику облова и пр. Зная, чего хочешь, гораздо легче выбрать, что надо. В данном случае нужно просто сопоставить время, проводимое на водоеме, со временем, которое способен проработать аккумулятор на одной зарядке. Производители для каждого своего электромотора указывают потребляемую силу тока. Например, максимально потребляемый ток Minn Kota 34 ENDURA – 30А. Если Вы купите тяговый АКБ Numax DC 31, то его емкости в 100 А-ч хватит с запасом на 3 часа плавания (100/30). Но максимальная емкость справедлива для передвижения на самой высокой 5-ой передаче. На второй скорости потребление упадет до 6А, значит, заряда батареи хватит почти на 17 часов (100/6). Вообще оптимальной емкостью АКБ для рыбалки на самой «рыбацкой» третьей скорости считается 80-90 А-ч. Одного заряда хватает на пару дней рыбалки или на непрерывное плавание с переключением скоростей в течение 8-10 часов. Зарядные устройстваКак уже было сказано, тяговые не терпят перезаряда. Нужна сила тока, равная 10% от емкости. Полная зарядка длится 9-10 часов, то есть день проплавали, на ночь ставим заряжать. Как видим, требуется особый режим заряда (сила тока и время), поэтому для таких аккумуляторов необходимы специальные зарядные устройства. Они автоматически поддерживают ток на заданном уровне и выключают питание при достижении максимального заряда. При этом сами зарядки должны быть оснащены вентилятором, защищающим их электронные платы от перегрева. Вы можете установить более высокие параметры силы тока, и он будет заряжаться быстрее, но это отрицательно скажется на сроке службы батареи. Бренды электромоторовMinn Kota – мировой производитель лодочных электромоторов. Американская компания основана в 1934 году. Сегодня выпускается множество моделей Minn Kota: для лодок и катеров, со ступенчатым и плавным переключением передач, с носовым и транцевым креплениями, с ручным и ножным управлением, с системой оптимизации энергопотребления и даже с GPS автопилотом. Кроме того, под этим же брендом выпускаются тяговые аккумуляторы, зарядные устройства к ним и разны аксессуары к моторам. Motor Guide и Mercury – это два бренда, которые принадлежат одному известнейшему американскому производителю – Brunswick Corporation. Под маркой Motor Guide выпускаются электромоторы, Mercury – это бензиновые моторы. Всего создано более десятка Motor Guide разных модификаций: с ручным и ножным управлением, с носовым и транцевым креплениями. Yamaha в представлении не нуждается. В линейку электромоторов вошли модели четырех мощностей. Ассортимент не велик, но каждый мотор является шедевром японского машиностроения. Flover выпускает одно из подразделений южно-корейского концерна BOLIM – производителя электроники для многих автомобильных корпораций. В продажу поступает около 15 моделей электромоторов разной мощности. Главное отличие – высокая надежность при невысокой цене. WaterSnake – бренд австралийских моторов для троллинга с неплохой репутацией и низкими ценами. Аккумуляторы для электромоторовВыше перечисленные электромоторы можно купить в нашем магазине v-lodke.ru, а к ним подобрать аккумуляторы. В каталоге большой ассортимент самых оптимальных по цене и качеству моделей. Например, надежные герметичные АКБ глубокого разряда DROZD представлены в широком диапазоне емкостей от 70 до 200 А-ч. Батареи рассчитаны на бесперебойное питание не только лодочных электромоторов, но и медицинского оборудования, охранных и пожарных систем, систем связи и т.п. DELKOR и Numax – две марки известного южно-корейского производителя DELKOR Corporation. Компания основана в 1985 году. У нас представлены АКБ этих марок емкостью 70-100 А-ч. Кроме того, можно купить самый недорогой от компании Delta, а также цифровые зарядные устройства со встроенным микропроцессором Агрессор и Автопрофи, которые подходят для всех типов аккумуляторов: жидкостных, абсорбционных и гелевых. КАК ВЫБРАТЬ АККУМУЛЯТОР ДЛЯ ЛОДОЧНОГО МОТОРАВыбор правильного аккумулятора – задача ответственная. Необходимо понимать специфику работы АКБ и особенности в эксплуатации. Чтобы избежать проблем, рекомендую к прочтению эту рекомендацию. Первое ключевое свойство, которым должен обладать аккумулятор для питания лодочного электромотора, это выдаваемая мощность. Суть заключается в следующем: чем меньше внутреннее сопротивление аккумулятора, тем дольше без потери ёмкости он сможет отдавать постоянную мощность. Поэтому сначала при выборе аккумулятора смотрим на показатель reverse capacity (прямой перевод – «запасённая ёмкость» , а по сути это эффективная ёмкость, которую при определенной нагрузке может отдать аккумулятор). При этом интересно, что при высокой нагрузке случается так, что тяговый аккумулятор с ёмкостью 100А*ч менее эффективен чем 75 А*ч аккумулятор с большим значением reverse capacity . Это происходит потому что они имеют разные внутренние сопротивление. Тут хорошо выручает ODYSSEY , так как он обладает минимальным внутренним сопротивлением в классе и гарантирует самую длительную поездку на одном заряде. Вторым важным показателем является ёмкость аккумулятора: чем она выше, тем дольше будет работать электромотор на полностью включенном дросселе. Важно отметить, что следует подбирать аккумулятор такой ёмкости, чтобы он работал не менее 1 часа. В противном случае токи отдачи для аккумулятора будут слишком велики, и он выйдет из строя раньше, а также будет меньше работать – напряжение будет раньше, чем требуется, «проседать» под нагрузкой. Третьим показателем является выбор технологии изготовления электродов: тяговые или стартерные. В данном применении наиболее актуально использовать тяговые аккумуляторы, так как аккумулятор будет почти постоянно сильно разряжаться и ресурс в циклах окажется важным показателем, чтобы аккумулятор прослужил не один сезон. Интересно отметить, что все три показателя хорошо сочетаются в аккумуляторе ODYSSEY , который изготовлен по технологии пластин из чистого свинца TPPL и обладает как высокими токами отдачи рекордное значение в классе до 2250 ампер, так и исходно высоким ресурсом – в 400 циклов при глубине разряда до 80%. В итоге если вы, например, выезжаете на рыбалку пару раз в неделю весь летний сезон (предположим, 3 месяца) то аккумулятора вам хватит на 12-16 лет. Для удобства подбора воспользуйтесь таблицей, в которой в левых столбцах указана сила лодочного электродвигателя и его рабочее напряжение, а справа отмечена модель аккумулятора и его рабочее время до 100% глубины разряда при полной нагрузке. ТАБЛИЦА №1 Зависимость длительности работы мотора от типа батареи ODYSSEY По приоритету я бы выделил следующую последовательность аккумуляторов для питания лодочного электродвигателя: 1. ODYSSEY – для мощных моторов с длительностью работы до 2-х часов. 2. NexSys Bloc – для маломощных моторов с длительностью работы до 4-х часов. Конечно же, для использования в лодке лучше использовать аккумулятор закрытого типа, чтобы ни в коем случае из аккумулятора не вытек электролит с серной кислотой. Заряд. Тут, казалось бы, всё просто: заряжать аккумулятор следует на зарядном устройстве. Но здесь существуют и свои «подводные камни». По сути, есть всего два профиля заряда аккумуляторов: для гелевых GEL аккумуляторов и для аккумуляторов с жидким электролитом. Разница лишь в том, какое напряжение выдает зарядное устройство в конце заряда. Именно в конце заряда происходит электролиз воды в электролите, поэтому не хотелось бы чтобы аккумулятор вздулся. Для 12 вольтовых GEL аккумуляторов мы рекомендуем зарядные устройства с верхним напряжением не более 13,8 вольт. Для аккумуляторов с жидким электролитом можно поднять это значение до 14,4 вольт. Кстати, ODYSSEY хорош тем, что его можно заряжать на БЫСТРОЙ зарядной установке и даже от генератора машины. Он выдерживает недолгий заряд до 14,4 вольт, так как у него усиленный корпус и новая технология клапана сброса давления, выдерживающего до 2 атмосфер избыточного давления в корпусе (представляете, как в колесе!). Контроль остаточной ёмкости аккумулятора дело важное, ведь не хочется плыть назад на веслах… Используйте для этого обыкновенный мультиметр. Замерив общее напряжение, вы быстро сможете оценить остаточный уровень заряда аккумулятора. Для вашего удобства прикладываю таблицу. Отмечу, что если аккумулятор уставший, эти значения надо уменьшать, но я думаю вы быстро скорректируете эти данные после пары заплывов 😉 ТАБЛИЦА №2 Зависимость уровня завряда батареи от напряжения И, напоследок, как хранить аккумулятор для лодочного мотора. Условия хранения определяет электрохимия и специфика технологии свинцово-кислотных аккумуляторов: А) Их нужно хранить в полностью заряженном состоянии. Б) Их нужно подзаряжать раз в 1-2 месяца из-за высокого саморазряда. Если не соблюдать эти два простых правила, то на пластинах образуется необратимый сульфат свинца и его ёмкость сильно уменьшится . В) Если это аккумулятор с жидким электролитом, то в него надо залить дистиллированной воды. И здесь опять весомо выделяется аккумулятор ODYSSEY , обладающий рекордно низким значением саморазряда – менее 2% в месяц. Поэтому между сезонами его можно либо не подзаряжать вовсе, либо подзарядить один раз. Выбирайте правильный аккумулятор и наслаждайтесь любимым хобби! Автор статьи, Александр Логинов. |