Водометный лодочный мотор: рейтинг лучших моделей, устройство, отзывы и цена

Обзор популярных моделей водометных лодочных моторов

Водомётные моторы часто напоминают принцип работы реактивного двигателя. Главным отличием выступает поток воды, поступающий из сопла водомёта. Отверстие, предназначенное для забора воды в водоток, располагается в нижней части.

Вода, находящаяся в водомёте, приводится в движение по трубе водотока благодаря импеллеру, который способствует разряжению водного потока. Проходя сквозь винт, поток ускоряет свой ход и полученное давление выплёскивает воду через сопло, диаметр которого достаточно узкий. Подобный принцип функционирования мотора приводит плавательное средство в движение.

Преимущества и недостатки

Основными преимуществами водомётов стали:

  • Отсутствие в устройстве деталей вращающегося типа, которые находятся в водной среде. Благодаря этому подводная растительность и ветки не оказывают негативное воздействие на вращающие движения импеллера. Можно не беспокоиться о возможном наматывании растительности на шнек, что приводит к поломке.
  • Быстрое прохождение мелководья и участков водоёма с большим количеством коряг и водорослей. Обыкновенные механизмы редко справляются с подобными препятствиями.
  • Полное исключение травматичности человека, плавающего около лодки от импеллера, так как он располагается в корпусной части двигателя.
  • Развитие высокого скоростного режима способствует увеличению КПД мотора.
  • Учитывая полное прилегание днища лодки к воде, можно быть уверенным в надёжности и управляемости даже на высоких скоростях. Даже при вхождении в крутые повороты лодка будет легка в управлении.
  • Водомёт с лёгкостью справится с разворотами на месте и может осуществлять передвижение бортовой частью вперёд.
  • Возможность экстренного торможения с минимальным уровнем тормозного пути.
  • Незначительная степень шумового эффекта при передвижении, что несомненно обрадует любого рыбака.

Основными недостатками мотора можно считать:

  • При развитии небольшого скоростного режима снижается КПД.
  • Дополнительным грузом для лодки становится вода, за счёт которой происходит рабочий процесс водомёта.
  • Вода, находящаяся в трубке двигателя, обладает турбулентностью и снижает мощность мотора.
  • Несмотря на лёгкое прохождение мелководных участков, стоит помнить, что это провоцирует лишнюю нагрузку на ротор и статор. В данном случае рассчитывать на длительный срок эксплуатации не стоит.
  • Ремонт водомёта требует значительных финансовых затрат.

Устройство и принцип работы

Главными составляющими водомёта являются винтовая часть и двигатель (внутреннего сгорания). Водовод сочетает в себе следующие элементы:

  • водозаборную часть – передняя область, способствующая перемещению воды к винтовой части;
  • спрямляющий аппаратный элемент, который трансформирует вращательные движения водных потоков в прямолинейные;
  • сопловой элемент;
  • кончик трубочки, сквозь который водные массы находят выход;
  • устройство реверсивно-рулевого типа, позволяющее производить смену направлений движения лодки (предусмотрен как передний, так и задний ход).

Импеллеры (винтовые элементы) могут быть разных видов:

Возьмите за правило, на каждой рыбалке, первым делом начинайте.

  • Осевой тип – максимально простой в изготовлении, однако КПД находится на низком уровне. Кроме того, наличие эффекта кавитации даёт возможность функционирования лишь на низких оборотах.
  • Осе-диагональный тип – рассчитан на моторы со средним количеством оборотов. Уровень КПД немного выше, чем у осевых импеллеров.
  • Диагональный и шнековый – современные разновидности винтов, которые изготовлены с учётом современных технологий. Главное преимущество обоих видов – высокий уровень КПД и возможность работы с моторами с наличием высоких оборотов.

Лодка приходит в движение после реактивной тяги, которая создаётся благодаря выбрасыванию водного потока с большой скоростью. Более детальный принцип работы выглядит следующим образом:

  • Водные потоки проникают в водозаборник, который располагается в передней части плавательного средства. Водозаборник включает в состав сетку, способную провести фильтрацию от водорослей и плавающего мусора. При конструировании водозаборника специалисты стараются обеспечить водному потоку ламинарное течение, что значительно улучшит общие характеристики мотора.
  • Импеллер производит отбрасывание воды назад, после чего она попадает в суженную часть, что ещё больше увеличивает скорость прохождения.
  • Лопатки спрямляющего аппарата оснащены своеобразной формой, способствующей оказывать незначительное сопротивление жидкости, которая движется навстречу. Спрямляющие аппараты могут быть разнообразной конструкции. Наиболее популярной из них является лопаточное поджатие. Именно эта разновидность конструкции позволяет спрямляющему аппарату одновременно выполнять функции соплового устройства.
  • Водные потоки попадают в сопловую часть (если спрямляющее устройство не выполняет эту функцию). Наличие небольшого проходного сечения позволяет преобразовать давление потока в скорость.

Популярные модели водометов

Водомётные моторы изготавливает небольшое количество предприятий. Наиболее популярными брендами водомётов стали:

YAMAHA (модельный ряд JET) – поистине выпускают оборудование высокого класса. Мощность можно выбрать на собственное усмотрение начиная от 40 л.с. и заканчивая 50 л.с. Агрегаты оснащены современными опциями, дистанционным управлением, электростартером. Стоимость на моторы, обладающие высоким уровнем надёжности находится в пределах 250 тысяч – 300 тысяч рублей.

Кальмар – обладает мощностью 2,5 л.с. Может развивать скорость до 15 км/ч (зависит от типа плавательного средства). Прибор, обладая высокой степенью надёжности, отлично подойдёт для рыбаков, которые используют лодки для ловли на небольших водоёмах. Стоимость Кальмара не превышает 60 тысяч рублей.

Tohatsu – обладает двухтактным двигателем и мощностью 2,5 л.с. Разнообразный модельный ряд включает также более мощные моторы, стоимость которых превышает 50 тысяч рублей. Довольно быстро развивает скорость, что несомненно является весомым преимуществом.

Сталкер – считается представителем невероятно лёгких моторов. Их вес обыкновенно не превышает 5 кг (сухая кондиция). Может развивать скорость около 8,5 км/час. Бензобак вмещает 900 мл топлива. Стоимость водомёта находится в диапазоне 22-30 тысяч рублей.

Отзывы об использовании

Приобрёл несколько месяцев назад двигатель Кальмар! Впечатления просто неописуемые. После того как поставил мотор на лодку, стал переплывать Волгу (а это почти 6,5 км) без всяких усилий и промедлений. Не мотор, а зверь!

Сын подарил водомёт Ямаха. Моему счастью нет предела! Любой водоём теперь мне по плечу – переплыву с лёгкостью. Лодка движется почти бесшумно, а при совершении вынужденного торможения тормозной путь весьма короткий, что не может не радовать. Теперь я могу наслаждаться рыбной ловлей сполна.

Заказав мотор Сталкер по интернету, я долго ждал заказ. Как только получил его сразу отправился на рыбалку для тестирования. Результатом доволен. Развивает весьма приличную скорость за короткий промежуток времени и весит совсем немного.

Кальмаром пользуюсь почти пять лет. За это время ни одной поломки. Работает как часы. С лёгкостью и быстротой пересекает любые расстояния! Считаю что это лучший из водомётов!

Водомётом пользуюсь достаточно давно. Бывал как на больших водоёмах, так и на мелководьях, болотистых участках. Работает довольно тихо, что совершенно не приводит рыбу в испуг. Расход топлива не превышает допустимую норму, разгон до 11 км/ч. Очень доволен мотором и советую всем знакомым рыбакам. Небольшая масса оборудования тоже немаловажное преимущество. По поводу эксплуатации никаких нареканий не было и надеюсь не будет.

Отец приобрёл несколько лет назад Кальмар. Видимо, ему попалась непригодная подделка, так как часто винт наматывал водоросли и мотор попросту переставал работать. Рыбалка не приносила абсолютно никакого удовольствия. Грешу на подделку, так как у знакомых Кальмары действительно не доставляют владельцам неудобств. Слаженная работа радует, а поломки практически не беспокоят.

Установка

Водомёты подлежат установке на суда быстрого хода (лёгкие), которые называются «глиссирующими». Подобные плавательные средства рассчитаны на развитие скорости не превышающей 60 км/ч. Изредка водомёты всё же могут устанавливаться на средние моторные суда, угол наклона донной части которых не превышает 20 градусов.

Однако, несмотря на наличие добавочной массы, стоит принимать и положительную сторону водомёта. В данном случае огромным преимуществом выступает отсутствие увесистой коробки передач. Её функцию выполняет реверсно-рулевой механизм.

При установке специалисты рекомендуют оснащать специальной (соединительной) муфтой участок между водомётом и двигателем. Это позволит обеспечить изоляцию функционирующего мотора, не принимая во внимание режим работы водомётного двигателя.

Насадки на моторы

Насадки для водомётов – это приспособления, позволяющие за несколько часов переделать обыкновенный мотор (подвесной) в водомёт. Насадки напоминают центробежные насосы, которые применяя импеллеры (рабочих колёс) сквозь водозаборник втягивают в двигательную часть водные потоки и выталкивают их с напором в противоположную от лодки сторону.

Главными преимуществами насадок для водомётов стали:

  • Наличие возможности подключения реверса на полном ходу, что даёт довольно мощный эффект тормоза.
  • Прибор не оснащён переключениями в редукторной части, что не приводит к быстрому изнашиванию мотора.
  • Простое техобслуживание.

Очень важно каждые 9-10 часов производить шпринцовку специализированной смазкой (водостойкой).

К недостаткам насадок на моторы можно отнести:

  • Снижение показателей мощности почти на треть.
  • Дороговизна деталей, что особенно важно в периоды проведения ремонтных работ.

Рейтинг лучших моторов до 10 л. с. — ТОП-12 моделей и какой выбрать

Небольшие надувные или жесткие лодки активно используются для рыбной ловли или прогулок с друзьями по водной глади. Небольшие расстояния можно преодолеть и на веслах. Но для дальних поездок не обойтись без оснащения плавсредства силовым агрегатом. Правильно выбрать двигатель не так просто, нужно оценивать целый ряд аспектов. Чтобы было легче разобраться в качественной продукции, представленной на нашем рынке, предлагается изучить рейтинг лучших моторов до 10 л. с.

Рейтинг лучших моторов до 10 л. с.

Чем хороши двигатели мощностью до 10 л. с.

Маломерные суда могут быть укомплектованы двигателями мощностью и 5 лошадиных сил, и 75. Еще несколько лет назад все лодки с моторами грузоподъемностью от 220 кг подлежали обязательной сертификации в ГИМС.

Лодочный мотор с водометом

В 2012 г. правила изменились. Сейчас нет нужды ставить на учет лодку или катер, если:

  • судно не длиннее 20 м;
  • вес плавсредства не превышает 200 кг (с мотором, рекомендованным для него производителем);
  • в лодке могут разместиться не более 12 человек;
  • мощность силового агрегата не превышает 10,88 лошадиных сил (или 8 кВт).

Большая часть надувных, алюминиевых или деревянных маломерных судов как раз весит не более 200 кг. Про грузоподъемность сейчас никто не вспоминает. Если установить на лодке мотор до 10 л. с., нет необходимости проводить регистрацию.

Двигатели для лодок

Важно! Если плавсредство не подлежит регистрации, то не требуется и получение удостоверения на право управления этим судном.

Соответственно, техника, не подлежащая регистрации, не должна проходить техническое освидетельствование (ТО). Также за нее не нужно платить ежегодный транспортный налог. Однако, если ранее судно с двигателем до 8 кВт было зарегистрировано, его необходимо снять с учета. Только в этом случае пропадает обязанность уплаты налога.

Не все лодки подлежат регистрации

Как видно, моторы мощностью до 10 л. с. отличаются не только функциональностью и сравнительно невысокой стоимостью.

Типы лодочных моторов небольшой мощности

Сегодня для установки на маломерные суда используются два типа агрегатов.

Двигатели внутреннего сгорания

Эти модели функционируют на бензине АИ-92 или АИ-95 (есть производители, некоторые модели которых могут работать на керосине). Эти устройства — наиболее распространенные.

Двигатель внутреннего сгорания

  • они способны развить большую скорость;
  • топливо можно взять с собой и добавлять по мере необходимости.

Важно! В некоторых водоемах действует запрет на эксплуатацию плавсредств с двигателем внутреннего сгорания.

Электромоторы

Двигатели такого типа питаются от аккумуляторных батарей.

Электромотор

  • бесшумность работы;
  • экологическая безопасность (особенно этот аспект актуален при движении по природоохранной территории);
  • стабильность работы;
  • небольшой вес;
  • демократичная стоимость.

Электродвигатели можно зарядить лишь в населенных пунктах, для путешествий на большие расстояния они не подходят (заряда батареи обычно хватает не более, чем на 5 часов). Они не способны развить высокую скорость.

Правила выбора лодочного мотора

Желающие передвигаться по водной глади на большой скорости должны грамотно подходить к вопросу подбора силового агрегата для своего судна. При этом приходится учитывать не только характеристики плавсредства, но и собственные предпочтения.

Какой мотор для ложки выбрать

Тактность двигателя

Маломерные суда могут оснащаться двух- и четырехтактными силовыми агрегатами. Они различаются конструктивом и принципом работы.

4-тактные моторы. Их рабочий цикл состоит из четырех тактов: впуска, сжатия, расширения (рабочего хода) и выпуска.

Мотор для лодки четырехтактный

Двигатели отличаются экономичностью, низким уровнем шума, плавностью работы на холостых и низких оборотах. Но они не слишком дешевы, массивны и ремонт таких агрегатов — достаточно сложный и дорогой.

2-тактные устройства. Рабочий цикл такого двигателя отличается. Он состоит из двух тактов: сжатия и расширения (рабочего хода). Топливная смесь впускается, а отработка выводится не в отдельных тактах, а при сжатии и расширении. Двигатель функционирует на масляно-топливной смеси.

Двухтактный мотор для лодки Euro Craft ECSL60, 6 сил

Бюджетная стоимость, легкость, хорошие динамические характеристики, простое обслуживание — все это отличает двухтактные модели. Но необходимость в приготовлении смеси, низкая экологичность, а также высокий уровень потребления топлива многим не нравятся.

Но в целом оба вида двигателей отличаются надежностью и практичностью.

Мощность силового агрегата

Выбор мотора по мощности производится, исходя из нескольких критериев.

  1. Учитываются рекомендации изготовителя судна;
  2. Имеет вес предназначение плавсредства (спокойная ловля рыбы, неторопливые прогулки по воде, путешествия на дальние расстояния, выход на режим глиссирования и т. д.);
  3. Желает ли владелец ставить технику на учет.

Важно! Что такое глиссирование? Это скольжение по воде за счет гидродинамической силы. При выходе на этот режим значительно падает сопротивление движению. Расход горючего в этом случае очень экономичен. Чтобы выйти на глиссирование, мотор должен иметь 1 лошадиную силу на каждые 30 кг веса (лодка+двигатель+груз+люди).

Мощностные параметры двигателя в основном определяются размерами и массой плавсредства, а также зависят от количества людей на борту и веса груза.

  • для рыбалки или поездок на небольшие расстояния одного-двух человек можно ограничиться установкой мотора мощностью до 5 л. с.:
  • для перевозки двух-трех человек с грузом понадобится более мощный силовой агрегат — 10 л. с.

Для перевозки трех людей потребуется более мощный двигатель

Однако стоит отметить, что сегодня многие производители моторов, которые желают поднять уровень продаж, предлагают потребителю возможность модернизации силовых агрегатов. При этом 10 лошадиных сил с легкостью превращаются в 15 или 20, но в документации остается удобная цифра, которая позволяет отнести технику к льготной категории. Таким образом, можно существенно улучшить характеристики двигателя, при этом не ставя лодку на учет и не уплачивая налогов. Но рекомендуется трезво относиться к такой возможности, оценивая технические характеристики плавсредства.

Многие при выборе силового агрегата ориентируются лишь на мощностные характеристики. Однако это — неправильно. Необходимо учитывать еще ряд факторов, а также условия эксплуатации плавсредства (к примеру, для поездок по сильно загрязненному водоему двигатель должен быть оснащен надежным термостатом).

Габариты и масса подвесного агрегата

Вес и размеры двигателя нужно соотносить с грузоподъемностью судна и его размерами. Неверный подбор аппарата (слишком тяжелого) может привести к риску образования слишком большого наклона задней части корпуса лодки, что в значительной степени снижает комфортность нахождения на борту.

Читайте также:  Транцевые колеса для лодки ПВХ: какие бывают, как выбрать и установить?

К тому же более легкие модели (особенно, оснащенные ручкой) без проблем переносятся и транспортируются. Они являются оптимальным вариантом для оснащения лодок, изготовленных из ПВХ и алюминия. Тяжелые модели обычно стационарно устанавливаются или хранятся поблизости от причала.

Подвесной лодочный двигатель Tohatsu

Моторы мощностью 2,5…10 л. с. (как двух-, так и четырехтактные модели) обычно имеют массу 13…35 кг.

Дейдвуд или длина «ноги» мотора

Правильно выбранный дейдвуд силового агрегата обеспечивает хорошие ходовые качества судна и его длительный эксплуатационный ресурс. Выпускаются короткая, длинная и ультрадлинная ноги. Чтобы определить длину дейдвуда мотора для имеющейся лодки, нужно измерить расстояние от верхней точки транца (места установки двигателя) до днища судна. При этом получаются размеры: 36.7, 49 или 61.2 см (примерные цифры). Эти значения и соответствуют трем типам ноги.

При приобретении мотора также необходимо определить дейдвуд выбранной модели. Для этого измеряется расстояние от верха крепежного кронштейна до нижней точки антикавитационной плиты.

Установка лодочного мотора на лодку и регулировка на транце

Обычно изготовители маломерных судов выпускают модели, в которых транец рассчитан под конкретный размер ноги (отклонение может составлять около 2,5 см). Сделав необходимые замеры, можно подобрать необходимый силовой агрегат под судно или выбрать лодку с нужными размерами к имеющемуся в наличии двигателю.

При слишком высокой установке двигателя есть риск его поломки из-за того, что винт будет бить по воздуху. Если разместить мотор ниже установленного уровня, сопротивление возрастет, что приведет к потере в скоростных характеристиках и мощности лодки, а также к увеличению расхода горючего.

Видео — Длина ноги мотора и высота транца

Вид запуска и управления

Тип системы имеет значение для тех, кто хочет передвигаться по воде с комфортом.

    Самый простой вариант — система с тросовым стартером и румпельной рукояткой. Запуск мотора и управление осуществляются вручную.

Мотор с ручным запуском
Оснащение электрическим стартером и вынесенным пультом управления значительно упрощает управление и запуск силового агрегата, что повышает комфортность эксплуатации плавсредства.

Электростартер на лодочном моторе

Помимо всего перечисленного, естественно, важным фактором при выборе мотора является его стоимость. На нее, кроме технических характеристик модели, оказывает значительное влияние бренд, под которым выпущен мотор.

Ведущие производители двигателей для лодок

В сегменте лодочных моторов давно пользуются популярностью несколько производителей.

Tohatsu. Изделия японского производителя отличаются высоким качеством сборки. Модели обладают достойной мощностью, легкостью и небольшими габаритами.

Подвесные лодочные моторы Tohatsu

YAMAHA. Крупнейший производитель силовых агрегатов, в том числе и для маломерных судов, выпускает продукцию, качество которой давно признано потребителем. Отличительные черты моделей от этого японского концерна: высокая экологическая безопасность, экономичность, низкий уровень шума и безопасность.

Suzuki. Основной акцент этот производитель делает на обеспечении высокого качества сборки, а также использующихся комплектующих. Выпускаются двух- и четырехтактные модели. Производство осуществляется в Японии (кроме четырех моделей, которые собираются из японских деталей в Таиланде). Вся продукция отвечает техническим требованиям и запросам потребителей.

Лодочные моторы Suzuki

MERCURY. Американская компания предлагает широкий ассортимент лодочных моторов. Выпускается продукция как для профессионалов, так и для тех, кто впервые столкнулся с этом вопросом. Основные преимущества двигателей: низкое потребление топлива, надежность, компактность, хорошие динамические характеристики.

Johnson. Моторы от Johnson характеризуются долговечностью и надежностью. Они подходят и для профессиональной эксплуатации.

Моторы от Johnson

Конкуренцию перечисленным брендам сегодня составляют и другие производители, в том числе из Китая. Например, компании Hidea, Parsun и HDX добились неплохого сочетания достойного качества продукции и бюджетной стоимости.

Обзор водометных лодок ПВХ

Содержание

Уже много лет я рыбачу с моторной лодки. Пользуясь японской силой своего мотора, побывал во многих местах, недоступных «безлошадному» рыболову. С появлением моторной лодки ареал рыболовных путешествий у меня радикально увеличился и ежегодно продолжает прирастать новыми водоемами. Благодаря ПВХ-лодке с винтовым двигателем для меня открылись лучшие реки и озера области, и даже заветные рыболовные места в соседних регионах.

Но всегда хочется большего.

Так, путешествуя по Абакану, являющемуся водной артерией горной Хакасии, в первый же выезд столкнулся с непроходимостью порогов и мелководных шивер – на моем винтовом моторе. Захотел подняться в верховья Томи – тоже вышла неудача: побил винт и деформировал вал. Ремонт вышел в кругленькую сумму.

У ареала моих возможных рыбалок стали появляться границы. Так, со временем, я стал приходить к мысли, что кроме винтовой лодки мне нужен водометный комплект. Для рыбалки на мелководных и порожистых участках близлежащих рек. Рек, где летом воробью по колено. Но рыба-то там есть!

Стал не спеша изучать рынок водометных средств, присматриваться сначала к моторам-водометам, а затем и к специальным лодкам под водометный мотор.

С водометными моторами довольно быстро стало понятно всё более-менее: бери водометную насадку к своему винтовому или покупай готовый водомет (если мощности не хватает) – и будет тебе счастье! Получив ясность с моторами, стал определяться с лодкой. Точнее, с лодками: их – огромное количество, и все разные! И нюансов выбора водометной лодки – множество! Понял, что реально требуемая мощность мотора сильно зависит от конструкции конкретной лодки. В том числе, мелководность движения: у разных водометных лодок она разная. Еще, конструкция лодки сильно влияет на грузоподъемность и допустимую бурность течения.

В результате моих «водометных» исследований за пару лет накопился интересный объем знаний – о лодках под водометный мотор. Которым хочу поделиться с форумчанами. Подчеркну: это сугубо мои наблюдения и выводы, не лишенные субъективности.

В чем отличие водометной лодки от лодки под винтовой мотор?

Прежде всего: чем водометная лодка отличается от лодки под винтовой мотор? Первое – высотой подвески мотора. Водометный (Jet – по-английски) мотор предназначен для прохождения мелей и потому подвешивается максимально высоко, и близко своей нижней точкой к днищу лодки. Для этого на водометных лодках устанавливается специальный высокий транец или делается повышающая накладка на традиционный «винтовой» кронштейн. Кроме высоты подвески, для обеспечения надежного водозабора и для увеличения высоты подвески мотора в днище лодок по продольной оси днища делается специальный водоводный тоннель. Длина тоннеля у разных лодок разная, но, как правило, не превышает четверти длины самой лодки. Так вот, за счет этого тоннеля у специализированных водометных лодок всасывающий интейк мотора располагается выше нижней плоскости надувного днища!

Разные производители устраивают этот водоводный тоннель по-разному. Главная проблема, решаемая тоннелем, обеспечить водомет водой, не допуская прохватов (подсосов) воздуха. Также водометные лодки подстерегает опасность «залипания» днища на быстрой и предельно мелкой воде во время движения – т.н. обратная подъемная сила. Для преодоления этой проблемы производители устраивают в днищах своих лодок водоводные канавки или даже целые водоводные каналы. У некоторых лодок такие водоводные каналы имеют огромные размеры и образованы отдельными секциями-трубами днища. Такая трубчатая форма днища с огромными водоводными каналами позволяет лодке не залипать и сохранять подъемную силу даже на предельно турбулентных, насыщенных воздухом огромных валах речных порогов.

Также, спустя какое-то время, я понял, что есть лодки, внешне эффектные, яркие, со множеством «фичек», облепленные брутально резиновой броней, но не представляющие сколько-нибудь серьезного интереса, как китайские игрушки-трансформеры: внешне красиво, но быстро ломаются.

Дополнительную трудность при выборе водометной лодки вызывает, к сожалению, то, что далеко не все производители выкладывают на своих сайтах все параметры своих лодок. Некоторые производители «скрывают» такие параметры лодок: как диаметр основных и дополнительных баллонов, рабочее давление в секциях, допустимый вес мотора и т.п. – этого вам «не подскажет даже ясень», как поет Шнуров. Не понятно, например, указаная мощность мотора – это мощность двигателя или водомета? Ну, а говорить о том, чтобы найти инструкцию на лодку на сайте производителя, это вообще немыслимо.

Априори, покупающим водометную лодку важно знать, что для достижения расчетных (заявленных производителем) параметров скорости и крейсерской грузоподъемности водометные лодки требуют значительно более тщательной навески водометного мотора, подбора угла установки, высоты транца, и т.д.

Весь спектр водометных лодок-ПВХ можно условно разделить на три категории: мелководные, экстремальные и штурмовые.

Виды водометных лодок

Мелководные водометные лодки

У нас есть много рек без бурного течения, ну, просто мелководные. Также, у КАЖДОЙ реки есть верховья, есть исток – мелководный! И рыба там есть, и рыбачить там можно успешно. Кроме того, многим нравится побывать в неизведанных и труднодоступных местах. Одним словом, девиз мелководных водометных лодок – ДВИГАЙ К ИСТОКУ!

Из наиболее подходящих лодок для таких условий, как мне кажется, можно назвать водометные лодки «Флагман». Флагман – известная фирма из Питера с большой историей.

ПВХ-лодки «Флагман» под винтовой мотор, подчеркну – под винтовой – по моему глубокому убеждению, обладают на сегодняшний день наилучшим соотношением «цена-качество» на Российском рынке. Очень гуманный ценник! И это не реклама. Я с Флагманом не связан никак. Просто у меня почти десять лет в эксплуатации находится такая лодка – только положительные эмоции и впечатления! Как инженер по образованию, могу сказать по сути этих лодок: очень грамотная и продуманная конструкция; качество склейки безупречное и надежное. Очень легкие лодки. Качественная ткань. Ходовые параметры, в том числе остойчивость, просторность кокпита – весьма и весьма на высоте. Большие, для своего размера, борта; отличная фурнитура; прекрасные клапана – лодка абсолютно стоит своих денег!

Такое же чудо представляют водометные лодки «Флагман», имеющие патентованную систему днища «DK». DK – это серия двухкорпусных лодок, в которых днище является фактически отдельным (нижним) корпусом лодки. Такая форма днища имеет много плюсов: большая ровная плоскость днища, что дает самую сильную мелкоходность лодке; просторный и удобный кокпит даже при отсутствии фальшбортов; большой аварийный объем днища.

Не лишены, конечно, и минусов DK-лодки Флагман. Конструктивный минус: наличие глухих карманов (под мусор и грязь), образованных защитными полосами ткани в месте внешнего стыка баллонов с днищем по периметру лодки. Это раз. Второй недочет, на мой взгляд: использование листового ПВХ-пластика для формирования задней кромки днища. ПВХ-пластик очень невечен, но в момент продажи выглядит красиво. И третье, вытекающее из большого ровного дна – плохая всхожесть на волну, а значит практическая непригодность к порогам. Те видео, которые есть в сети, штурмов лодкой Флагман порогов, я бы прокомментировал так: танцевать можно и слона заставить.

Дно лодки – штука архисложная, о чем говорит большое количество запатентованных конструкций тоннельных НДНД и количество не очень удачных «полевых» испытаний водометных лодок разных производителей.

Но для относительно спокойных меляков европейских рек “Флагман-DK Jet” – идеальное решение: и по цене, и по весу лодки, и по комфорту и функциональности.

Экстремальные лодки

Под «экстремальными» лодками надо понимать те посудины с водометным мотором, которые в состоянии передвигаться по весьма бурным рекам: с шиверами и порогами 1-2 категории. Из экстремальных лодок, заслуживающих внимания на мой личный взгляд, стоит назвать продукцию фирм «Солар» и «Выдра».

Ну Солар, я думаю, представлять особо не надо: бренд раскрученный, с долгой, довольно, историей. Качество лодок на сегодняшний день находится на весьма приличной высоте. И не смотря на «кусучий» ценник, эти лодки пользуются большой популярностью у многих рыболовов, в том числе благодаря мощной рекламной поддержке.

Однако действительно на первое место среди экстремальных лодок я бы поставил лодки «Выдра». По ряду параметров. Их несколько: скоростные качества, грузоподъемность, экономичность, категорийность применения (пороги) и надежность.

Рассмотрим эти качества по отдельности.

Категорийность. Проходимость порогов лодками Выдра обеспечивается рядом факторов: хорошая всхожесть на волну за счет «правильной» геометрии днища; защита от захлестов (фальшбортами); высокая механическая прочность всей лодки – на излом и кручение – тоже за счет специальной конструкции днища.

Также уникальная конструкция НДНД лодок Выдра обеспечивает непревзойденную грузоподъемность и экономичность этих лодок. Многочисленные совместные испытания тоннельных лодок в условиях горных рек показывали не раз превосходные – реальную грузоподъемность и экономичность лодок «Выдра». Еще плюсом лодок «Выдра» является такой показатель моторной лодки как «ходкость». Я называю этим словом способность лодки двигаться под мотором небольшой мощности.

Лодки Выдра демонстрируют выдающиеся способности! «Выдра-430 Аян» под 25-сильным водометным мотором (Mercury 25Jet) способна двигаться против приличного течения с максимальной заявленной грузоподъемностью 800 килограмм (700 килограммов груза и примерно 100 кг мотор с бензобаком)! Не на испытательном пруду, не под мотором 40 л.с., а под рядовой «двадцатьпяткой» – и при этом на ходу не выглядит особо «утомленной». С полутонной полезного веса «Выдра-430 Аян» «летает» под этой же 25-кой со скоростью 30 км/час против хорошего течения! Невероятные показатели!

Вот за эту «выносливость», конструктивную неброскую прочность, отличные ходовые качества на горной воде многие водометные судоводители отдают пальму первенства экстремальным лодкам «Выдра». Даже с учетом приличной цены этих лодок. Как пишут на форуме Амурских водномоторников (сайт «Амурский берег»): «Лодкам Выдра пока альтернативы нет». А люди, реки которых на 90% состоят из горных, знают, о чем говорят.

У «Выдры» есть еще одно дополнительное преимущество. Которое является весьма ценным в больших походах – разъемный транец. Транец лодок Выдра с быстросъемной надставкой (для водомета) допускает одинаково успешное движение лодки под винтовым и водометным мотором. Что это дает на практике? Всё очень просто: двигаетесь вы по основной глубоководной реке, допустим по Енисею, на винтовом моторе. Потребовалось зайти в приток половить тайменя – поставили надставку на транец, поменяли «ногу» мотора на водометную насадку, и, будьте любезны, – поднимайтесь и рыбачьте в горном и мелководном Сухом Пите!

Читайте также:  Киль для лодки ПВХ: как сделать своими руками, отзывы рыбаков

И мало того, за счет весьма глубокого тоннеля в днище лодки, даже винтовой мотор подвешивается на лодках «Выдра» значительно выше – сантиметров на 8 выше, чем на обычных не туннельных лодках! Опять экономия и дополнительные возможности!

К слову, производитель так и позиционирует свои лодки – как тоннельные, а не просто водометные. Лодки Выдра – это экстремальные тоннельные лодки под водометный и винтовой мотор.

Штурмовые лодки

К этому классу привилегированных лодок относятся ПВХ-суда, чье специальное предназначение – покорение самых труднопроходимых горных рек. Эти лодки легко покоряют пороги 1,2 и даже 3 категории. Многие реки, до недавнего времени считавшиеся непроходимыми, покорены с помощью этих водометных ПВХ-судов. Преодолевая многочисленные пороги, завалы бревен и каменные «надолбы», экипажи этих лодок забираются в такие места, что остается только гадать сколько рассыпного золота они оттуда привозят. Шутка!

Бесспорный лидер этого класса – красное «феррари» водометного мира России – лодки Фрегат серии FM Jet. Лодки Фрегат характеризуются брутальной многобаллонной конструкцией, заточенной под большие волны и речные валуны. Наличие отдельных «труб» днища дает непревзойденную жесткость конструкции, а также, как я уже говорил выше: стабильную подъемную силу на предельно насыщенных воздухом валах речных порогов. Ну и количество автономных секций этой “надводной” лодки тоже велико – от 8 до 9.

Для защиты от водяных захлестов лодка снабжена фальшбортами, увеличивающими общую высоту боковины. Отдельные от бортов, изолированные баллоны днища накачиваются более высоким давлением – до 800 мбар (две недели «рылся» в интернете, но так и не нашел, каким точно давлением накачиваются три днищевых баллона лодок Фрегат-FM Jet) – при 280 мбар для лодок НДНД. Такое днище называется НДВД: надувное днище высокого давления (речь идет про серию лодок Фрегат-FM Jet).

Штурмовая направленность этих лодок отражается на конструкции концевиков баллонов – они «тупые», т.е. имеют простые сферические заглушки. Так лодка меньше цепляется концевиками при маневрах за валуны и завалы. (Отметим к слову, что применение таких сферических концевиков на лодках Фрегат не водометных серий смотрится несколько смешно, и конструктивно, на мой взгляд, не оправдано.)

Повторю, на мой инженерный взгляд: днище лодок Фрегат- FM Jet сделано максимально прочно, надежно и непотопляемо. Дополнительно днищевые баллоны защищены снизу специальным слоем ткани – т.н. фальш-днищем. К слову, такая конструкция днища, состоящая из трех баллонов высокого давления, называется, по-моему, тримаран.

Обратная сторона такой «вульгаризации» днища – меньшая ходовая грузоподъемность по сравнению с некоторыми экстремальными и даже мелководными лодками. Это показывают те же сравнительные тесты (видео есть на Ю-тюбе): при большой загрузке Фрегат имеет не самые выдающиеся показатели.

Еще один минус, вытекающий из высокой жесткости днища, точнее, из высокого давления в днищевых баллонах – опасность взрывных проколов этих баллонов. Ну, вспомните сами надувной шарик: чем сильнее его надуть, тем опаснее вероятность прокола. В сети есть достаточно видео обширных повреждений баллонов Фрегата, и даже, приводящих из-за этого к оверкилю лодки на порогах. Еще одна грань медали, так сказать.

В «полу» (фальш-палуба из слоя ПВХ-ткани) лодки сделаны четыре больших незакрываемых сливных отверстия (шпигаты) для стекания забортной воды. Сливные отверстия, расположенные в средней части днища, вызывают законные вопросы в целесообразности такого решения. Теоретически, мусор и песок, попавшие через эти отверстия, могут скапливаться за фальш-днищем.

Нельзя не сказать про фигурный транец, крепящийся к пяти баллонам сразу и предназначенный для силовых «прыжков» стокилограммового мотора: по сложности контура он не уступает концертной арфе. Еще в центре лодки дополнительно вклеен вспомогательный низенький шпангоут для крепления рулевой консоли. Сидушки на ликтросах имеют шнуровую фиксацию положения через специальные отверстия в ликтросе и самих банках. Конструкция в целом – пальчики оближешь!

Красный Фрегат, оборудованный рулевой колонкой, тюнингованный двойной отбойной лентой бортов, снабженный надувным носовым фартуком и вооруженный мощным водометным мотором – способен штурмовать почти любые пороги для достижения самых недостижимых мест!

Досада: эти лодки имеют такую же высокую цену, как и болиды «феррари»…

Фото лодки «Флагман DK» взято с сайта официального производителя.

Фотографии тоннельных лодок «Выдра» «добыты» с сайта официального производителя.

Фото лодок «Фрегат- FM Jet» взяты с сайта производителя.

ТОП-8 Лучших лодочных моторов | Актуальный рейтинг самых востребованных моделей +Отзывы

Выбор двигателя для лодки – ответственный процесс, от правильности которого зависит безопасность на воде. Надёжный, качественный, долговечный – вот основные критерии, которым должен отвечать безупречный механизм. Мы составили рейтинг 8 лучших на 2019 год бензиновых лодочных моторов, которые станут незаменимыми элементами снаряжения для активного отдыха

Как выбрать качественный двигатель

При выборе двигателя ориентируются на используемую лодку

При выборе надёжной модели мотора нет незначительных деталей. Принимая решение о покупке, важно обращать внимание на главные критерии, по которым оценивается бензиновый двигатель:

  • мощность
  • размеры
  • расстояние до винта (размер дейвуда)
  • система управления (румпельная либо удалённая)
  • тип и вид

Лодочные моторы бывают:

  1. Двухтактными (простая конструкция, но большой расход топлива и сильный шум при работе)
  2. Четырёхтактными (экономичные, с чистым выхлопом, низкой вибрацией и уровнем шума, но дорогие и крупногабаритные)

Чем мощнее двигатель, тем быстрее и ровнее будет двигаться лодка

Двигатели в зависимости от типа делят на:

  • карбюраторные (традиционный, хоть и устаревший вариант)
  • инжекторные (обеспечивают уверенный разгон, удобны в управлении)

Мощность моторов варьируется от 2 до 35 лошадиных сил и зависит от количества цилиндров. Так, одноцилиндровые варианты подойдут для спокойных, коротких поездок, а двухцилиндровые оптимальны для активного отдыха и езды на длинные дистанции.

От мощности зависит и вес механизма: производительные устройства – самые тяжёлые и крупногабаритные. Этот показатель влияет и на удобство использования: лёгкие моторы легко переносить с места на место, устанавливать на разные лодки. Массивные, но мощные устройства обычно становятся стационарными.

Таблица: сравнение характеристик

PATRIOT BM-110

SEA-PRO T 5S

HDX F 5 BMS

YAMAHA F5AMHS

HDX T 9.8 BMS

Tohatsu M 9.8B S

SEA-PRO ОТН 9.9S

Hidea HD9.9FHS

МаркаВид двигателяНоминальная мощность, л.с / Объём двигателя, см3Число оборотов в минутуВысота транца, мм / Вес, кг
двухтактный3 / 524200±300420 / 9,5
двухтактный5 / 1035500381 / 21
четырёхтактный5 / 1125000381 / 24,5
четырёхтактный5 / 1395500381 / 27
двухтактный9,8 / 1696000381 / 26
двухтактный9,8 / 1696000381 / 26
двухтактный9,9 / 2465500381 / 36
двухтактный9,9 / 2465500381 / 38

PATRIOT BM-110

Идеальная модель с 1 цилиндром для маломерных (преимущественно рыбачьих) судов длиной не более 2,5–3 м. Этот карбюраторный двигатель американского бренда обеспечивает оптимальную гидродинамику подводной части и регулируется по высоте, углу наклона.

Лодка, оснащённая мотором PATRIOT BM-110, способна развивать скорость до 20 км/ч при загрузке в 4 человека. Двухтактный механизм с воздушным охлаждением заводится с помощью ручного стартера.

Устройство монтируется на корпусе транцевым креплением, которое обеспечивает надёжную фиксацию. В комплект входит сам мотор, а также металлический винт, воронка и мерная ёмкость для заливки топлива.

  • низкий расход бензина
  • лёгкий
  • быстро запускается
  • обеспечивает оптимальную скорость движения лодки
  • высокий уровень шума
  • низкая скорость при средней загрузке
  • небольшая мощность
  • возникновение прохватов при волнении
  • не подходит для дальних поездок
  • необходима замена заводского масла в редукторе перед эксплуатацией
  • необходимость доработки каналов впуска и выпуска

SEA-PRO T 5S

Двухтактный мотор SEA-PRO T 5S

Подвесная модель SEA-PRO T 5S предназначена для надувных лодок среднего класса, но устанавливается на любое транспортное средство. Способна развить высокий крутящий момент при небольшой мощности.

Двухтактный мотор с рабочим объёмом 103 см 3 , на 1 цилиндр диаметром 54 мм, с ручной системой запуска и румпельным управлением. Рассчитан на короткий транец, имеет встроенный топливный бак на 2,8 л бензина. Средний расход топлива – 2,5 литра в час.

В модели реализована система выхлопа через трёхлопастный винт, а также есть ограничитель оборотов. Охлаждается механизм обычной проточной водой, а корпус способен к энергопоглощению.

  • в комплект входит внешний бак на 12 литров и набор инструментов
  • удобный румпель
  • заводится с первого раза
  • нулевая вероятность перегрева
  • легко помещается в багажник легкового автомобиля
  • необходима регулировка оборотов
  • нет модификации под транец L
  • тяжело выходит на глиссирование при полной загрузке лодки
  • дорогие комплектующие

HDX F 5 BMS

Одна из немногих четырёхтактных моделей — HDX F 5 BMS

Одноцилиндровый четырёхтактный мотор с современной системой зажигания TCI оптимален для спокойной езды на короткие дистанции. Мощность этого аналога японского механизма средняя, но модель рассчитана на эксплуатацию в жёстких условиях.

Легко заводится вручную даже после простоя, не перегревается на максимальных оборотах благодаря жидкостной системе охлаждения. Выхлопные газы удаляются через алюминиевый винт, в модели есть автоматический ограничитель оборотов.

Встроенный топливный бак рассчитан на 1,3 л бензина, в том числе и марки АИ-92 с низким октановым числом.

  • простая, неприхотливая конструкция
  • не нужно мешать масло и бензин
  • расход бензина составляет всего 2 л в час
  • бесшумная работа и лёгкое переключение передач
  • недорогая в обслуживании модель
  • тяжёлый, несмотря на небольшую мощность
  • на малых оборотах может пропадать циркуляция
  • необходимо уменьшать диаметр выпускного клапана, чтобы вода не вытекала из системы охлаждения

YAMAHA F5AMHS

Мобильный подвесной мотор, который легко транспортировать и удобно хранить. Подойдёт и для спокойного семейного отдыха либо рыбалки на лодке, и как дополнительный мотор на яхте. Мощный, но лёгкий, YAMAHA F5AMHS запускается с первого раза благодаря цифровой системе запуска CDI.

В устройстве с ручным запуском предусмотрен встроенный бензобак на 1,1 л (45 минут движения на крейсерской скорости), а расход топлива составляет всего 1,7 л в час. За счёт особенностей конструкции лодка с таким мотором легко передвигается по мелководью. В механизме встроен автоматический ограничитель оборотов, а также системы декомпрессии и повторного использования газов, попадающих в картер.

  • удобная ручка для переноски
  • низкий уровень шума и вибрации на холостом ходу и высоких оборотах
  • низкий расход топлива
  • дейвуд устанавливается под 5 разными углами
  • масло не проливается при транспортировке
  • заводится с первого раза даже после длительного простоя
  • ровная работа
  • недостаточная мощность для активной езды
  • при загрузке лодки больше 2 человек теряет скорость и не выходит на глиссирование

HDX T 9.8 BMS

Одна из самых продаваемых на российском рынке классическая двухтактная модель китайского производителя. Устройство среднего класса, подходит для активного отдыха на воде. Двухцилиндровый механизм сочетает низкую цену при высокой мощности и оптимальных эксплуатационных характеристиках.

Двухтактный мотор оснащён румпелем и изготовлен из антикоррозийных элементов (есть цинковое покрытие корпуса). Мотор удобно устанавливать на коротком транце. В нём предусмотрена водяная система охлаждения, благодаря которой двигатель не перегревается даже на высоких оборотах.

  • высокое качество сборки и покраски
  • используется в жёстких условиях солёной морской воды
  • простота конструкции и доступность комплектующих
  • нуждается в одной обкатке на весь период эксплуатации
  • трёхрежимная коробка передач, возможность разворота на 180 градусов, реверс
  • потребляет 6 л бензина в час
  • шум на холостых и высоких оборотах

Tohatsu M 9.8B S

Tohatsu M 9.8B S

Мобильный, лёгкий двухтактный двухцилиндровый мотор японского производителя Tohatsu называют одним из самых надёжных и экономичных среди аналогов. Конструкция двигателя проста, что облегчает эксплуатацию, но никак не влияет на премиальные характеристики.

Пользоваться устройством удобно за счёт продуманных деталей: страховочного кабеля для аварийной остановки, встроенной защиты от включения на передаче, цифровой системы зажигания.

В модели предусмотрена тепловая продувка для равномерного распределения бензина по камере сгорания. В результате двигатель работает экономично и ровно. Мотор активно используется в жёстких условиях – внешние и внутренние детали выполнены из оцинкованного алюминия, что продлевает срок использования механизма.

Трёхтактная коробка передач работает чётко, не приводя к рывкам лодки, а румпельное управление добавляет манёвренности водному транспорту.

  • маленький вес при большой мощности
  • небольшой расход топлива (3–5 литров бензина АИ-92)
  • сочетает надёжность и простоту
  • водяная помпа выполнена из нержавеющей стали
  • есть автоматический ограничитель оборотов
  • удобен при транспортировке
  • в случае перегрева двигатель подаст звуковой сигнал
  • на холостом ходу возможны вибрации
  • при включении передачи непрогретый двигатель глохнет
  • плохо закреплены пластиковые коннекторы внутри заглушек
  • при максимальных оборотах возникает громкий гул
  • высокая цена

SEA-PRO ОТН 9.9S

Мощное устройство китайского производства, которое соответствует международным стандартам, считается мощным и долговечным представителем своего класса. Мотор называют копией мотора YAMAHA 9,9 FMHS по характеристикам, но по более низкой цене.

В модели с двухтактной компоновкой реализована карбюраторная система подачи топлива, водяное охлаждение, румпельное управление. Для удобного запуска используется ручной стартер. За счёт внешнего топливного бака мотор незаменим для длительных путешествий на лодке любого класса, работает без сбоев и просадок.

  • спроектирован для серьёзных нагрузок
  • внешний бензобак на 24 л
  • мощность при эксплуатации больше заявленной производителем
  • низкий расход топлива (5 л в час, адаптирован для низкооктанового бензина)
  • тихий ход даже на холостых и высоких оборотах
  • есть аварийный выключатель при перегреве
  • быстрый запуск даже после длительного простоя
  • сложная конструкция и большой вес
  • не затянуты болты, в том числе на гребном винте и крышке
  • заводские свечи быстро выходят из строя
  • неудобное расположение выпускного клапана и соединения топливного штуцера

Hidea HD9.9FHS

Был разработан для средних лодок, в том числе с низким бортом. В базовую комплектацию уже входит транец S (381 мм), трёхлопастной винт, набор инструментов и запасные свечи.

Разгон лодки с таким мотором быстрый, но плавный за счёт перехода на высокие обороты ещё на старте. В конструкцию входит и бензобак на 24 литра, что делает лодку с таким мотором идеальным водным транспортом для долгих поездок.

Трёхступенчатая коробка передач с положениями «вперёд», «назад», «нейтрал» дополняет удобство румпельного механизма управления. Система цифрового зажигания CDI позволяет запустить двигатель с первого раза. На первую обкатку понадобится в среднем 10 часов.

  • двигатель не перегревается даже на максимальных оборотах
  • водяное охлаждение исключает риск перегрева
  • разработан с учётом международных требований
  • потребляет 4 л бензина в час

При выборе бензинового двигателя для лодки взвешенным вариантом будет модель с оптимальным сочетанием параметров цены и качества. В зависимости от нужд и целей использования берут маломощные либо производительные моторы, с двумя или четырьмя цилиндрами.

Если двигатель приходится часто переносить с места на место, стоит присмотреться к мобильным компактным механизмам. Любители долгой быстрой езды оценят мощные, тяжёлые устройства, которые способны быстро выходить на крейсерскую скорость на максимальных оборотах. Главное – выбирать мотор под лодку, а не наоборот.

Наш Рейтинг

Для нас очень важна обратная связь с нашими читателями. Если Вы не согласны с данными оценками, оставьте свой рейтинг в комментариях с аргументацией Вашего выбора. Ваше мнение будет полезно другим пользователям.

20 лучших лодочных моторов

Выбор лодочного мотора не прост. В зависимости от поставленной задачи необходимо определиться с мощностью, с типом двигателя, со способом управления. Но в любом случае, мотор должен быть надежным – если он подведет на воде, серьезных проблем не избежать. В этом рейтинге – только лучшие лодочные двигатели, достойные внимания самого взыскательного покупателя.

Выбирая хороший лодочный мотор, нужно учитывать множество нюансов конструкции – например, при эксплуатации преимущественно на грязной воде гораздо жестче требования к конструкции термостата, наиболее уязвимого для загрязнений элемента системы охлаждения. Основная же ошибка – это приобретение дешевого, но недостаточно мощного мотора, который в итоге будет постоянно эксплуатироваться в режиме «полный газ», интенсивно изнашиваться, и обойдется в перспективе с учетом ремонта даже дороже более мощного агрегата. В нашем рейтинге рассмотрены в том числе и китайские лодочные моторы заслуживших доверие марок. Но эксперты единодушны — “китайцев” следует покупать, только если Ваш бюджет ограничен.

Сегодня мы попробуем разобраться с самыми популярными в 2019 г. моделями лодочных моторов российского рынка – какие из них заслуживают наибольшего внимания? Разделение на категории мы выбрали согласно наиболее востребованным мощностям, дополнительно разделив самые популярные 5-сильные (максимальная мощность, при которой не нужны права и уплата налога) моторы по тактности. Отдельного внимания заслужила категория «почти 10 л.с.», не требующая регистрации лодки в ГИМС: здесь потеря пары десятых долей мощности снимает с владельца много забот, и спрос на моторы в 9,8 л.с. гораздо больше, чем на имеющие ровно 10.

Рейтинг лучших лодочных моторов 2019 года

КатегорияМестоНаименованиеРейтингЦена
Лучшие лодочные моторы малой мощности1Mercury ME F 2.5 M9.9 / 1047 500
2NS Marine NM 3.5 B2 S9.6 / 1038 100
3HDX T 2.6 CBMS9.4 / 1010 799
4Carver MHT 3.8 S8.8 / 108 621
5PATRIOT BM-1208.7 / 1015 490
Лучшие двухтактные моторы мощностью 5 л. с.1Toyama TM5TS9.0 / 1016 990
2HDX T 5 BMS8.5 / 1045 500
Лучшие четырехтактные моторы мощностью 5 л. с.1Yamaha F5A9.8 / 1074 900
2HONDA BF5DH SHU9.7 / 10113 100
3Mercury ME F 5 M9.5 / 1067 900
4Toyama TM5FS9.0 / 1044 589
5HDX F 5 BMS8.5 / 1017 200
Лучшие лодочные моторы мощностью до 10 л. с.1Yamaha F9.9J9.9 / 10159 700
2Tohatsu M 9.8B S9.8 / 1047 500
3Mercury ME F 9.9 M9.7 / 10130 000
4HDX F 9.8 BMS9.2 / 1098 600
5SEA-PRO ОТН 9.9S9.1 / 1067 332
6HDX T 9.9 BMS9.0 / 1079 500
7Hidea HD9.8FHS8.9 / 1066 200
8Toyama TM9.8FS8.3 / 1087 695
Лучшие лодочные моторы мощностью от 15 до 20 л. с.1Honda BF20D3 SHSU9.6 / 10223 100
2Yamaha F20B9.6 / 10195 600
3Suzuki DF20AS9.5 / 10199 900
4SEA-PRO T 15S8.9 / 1073 700
Лучшие лодочные моторы высокой мощности1Yamaha 30H9.9 / 10174 900
2Honda BF30DK2 SHGU9.8 / 10381 100

Лучшие лодочные моторы малой мощности

Mercury ME F 2.5 M

Выхлоп у него выведен над винтом. что вместе с малым уровнем шума оценят рыбаки – улов у них явно увеличится в сравнении с трескучими двухтактниками, из-под воды очень хорошо слышными. И даже литровый встроенный бензобак нельзя назвать большим недостатком, ведь у большинства двухтактных аналогов он максимум в полтора раза больше, но настолько же больше и их «аппетит».

К комплектации производитель тоже подошел основательно – много ли лодочных моторов такой мощности имеют возможность подключения дистанционного управления? К мотору прилагаются полноценный комплект инструмента для обслуживания и запасные свечи, что еще раз указывает на его позиционирование – его купит скорее обеспеченный хозяин, не успевший забить гараж наборами ключей и запчастями от старых моторов. К тому же и с надежностью у ME F 2.5 M проблем не отмечено, так что этот комплект инструмента надолго станет приятным бонусом, а не реальной необходимостью.

Водомётные лодочные моторы – 6 лучших производителей

Лодка может пригодиться не только рыболову, но и охотнику и даже любителю водных прогулок. В основном они делятся на две большие категории: гребные и моторные.

Первые подходят для бесшумных и коротких прогулок: переплыть большое озеро при помощи весел затруднительно из-за значительной нагрузки на руки. Вторые помогают быстро добраться до места, не устав при этом.

Лодочные моторы могут быть самых разных видов: электрическими, работающими от аккумуляторов, подвесными, вмонтированными и другими.

Раньше большинство из них было винтовыми: двигатель внутреннего сгорания приводил мотор в движение, поворачивал винт, и лодка плыла вперед. В последнее время популярность начали приобретать водометные моторы.

Водометный мотор одновременно и похож, и непохож на привычный винтовой.

В упрощенной схеме последний работал следующим образом:

  1. В верхней наружной части мотора располагался двигатель внутреннего сгорания.
  2. При работе он приводил в движение коленчатый вал, идущий вертикально вниз.
  3. На нижнем конце коленчатого вала располагался гребной винт, который и толкал плавучее средство вперед.
  4. Винт заменен на сопло водомета, а коленчатый вал вращает не винт, а рабочее колесо или импеллер.

Принцип работы

Принцип работы немного похож на работу кондиционера: последний втягивает воздух, а затем выпускает его в помещение.

Здесь все происходит под водой через небольшую деталь – сопло.

Возьмите за правило, на каждой рыбалке, первым делом начинайте.

Она имеет широкое отверстие для забора воды и более узкое – для «выплевывания».

Благодаря этому водометный мотор легко двигает практически любую лодку.

Преимущества и недостатки использования

К достоинствам относятся:

  1. Отсутствие винта, что делает мотор более безопасным и прочным. Благодаря этому владелец не поранит купающихся рядом, не застрянет из-за запутавшихся на винте водорослях, а попадание камней в мотор не испортит его.
  2. К достоинствам также относятся простота и удобство управления лодкой.
  3. Отлично подходит для прохождения мелких или сильно замусоренных водоемов, так как сопло расположено намного ближе к днищу лодки, чем винт.
  4. Позволяет мгновенно затормозить, при этом тормозной путь намного короче, чем у винтового.
  5. Чем больше скорость, тем выше КПД.
  6. Шум от применения водометного мотора существенно ниже, чем при использовании винта, так как все происходит под водой.
  7. Благодаря этому мотору лодка легко разворачивается на месте и может даже двигаться вбок.

К недостаткам можно отнести следующие особенности:

  1. На невысоких скоростях КПД довольно низкое.
  2. Мотор необходимо регулярно прочищать от попавшего внутрь мусора, иначе он станет хуже работать.
  3. При использовании на заболоченном водоеме велика вероятность засорения внутренностей. Впрочем, при помощи винтового варианта проплыть там не получится вовсе.
  4. Высчитывая вес пассажиров и груза, необходимо прибавить вес проходящей через сопло воды.
  5. Стоимость самого мотора и его ремонта выше, чем у других моделей.

Особенности устройства водометного двигателя

Несмотря на кажущуюся простоту, водометные двигатели являются сложным устройством. Они должны быть выполнены в полном соответствии с техническими правилами и научным подходом.

Изготовитель не должен экономить на деталях, иначе он быстро выйдет из строя или не сможет правильно работать.

Выбирая модель, не нужно брать излишне дешевый вариант: может оказаться, что производитель использовал некачественные детали или не учел многие факторы.

Сам двигатель состоит из нескольких важных деталей:

  1. Водозаборное устройство (водозаборник или водовод): это труба, через которую внутрь попадает вода. Она должна свободно проходить внутрь и при этом не мешать движению лодки в какую-либо сторону. Чтобы вместе с водой в мотор не проникали камни и гальки, снаружи на него устанавливают решетку для фильтрации крупного мусора. При неправильном проектировании водозаборник начнет засасывать даже тяжелый мусор.
  2. Винт (рабочее колесо или импеллер): оно разгоняет воду и выталкивает ее обратно, приводя лодку в движение. Винт бывает осевым, диагональным, осе-диагональным и шнековым.
  3. Спрямляющий аппарат или контримпеллер: он расположен сразу за рабочим колесом. В его задачи входит возврат затраченной энергии в поступательное движение. Всего эта деталь может вернуть до 15% энергии.
  4. Сопло: эта деталь сжимает воду, преобразуя сжатие в скорость выброса. Для оптимальной работы требуется изменить поджатие сопла — это позволит настроить двигатель индивидуально.
  5. Реверсивное или рулевое устройство: оно помогает управлять лодкой. Представляет собой насадку на двигатель, которая двигает мотор, поворачивая судно. Рулевое устройство представляет собой поворотную насадку, реверсивное — заслонку, которая меняет направление выпускаемой струи в противоположную сторону. Последний вариант позволяет управлять лодкой, идущей задним ходом или на нулевой скорости.

Способы установки

Возможны два варианта установки, которые подходят для разных вариантов лодок:

  1. Вне корпуса лодки. Съемный мотор более популярен: он меньше и легче, кроме того при повреждении лодки не придется менять двигатель. Их устанавливают снаружи корпуса позади на лодках всех типов: надувных (они должны иметь прочную стенку, чтобы на нее можно было закрепить мотор), деревянных, алюминиевых.
  2. Внутри корпуса лодки. Это менее популярный способ. Он предполагает установку мотора на дно лодки с выводом водозаборного устройства наружу. Двигатель встраивают в саму лодку, а со стороны кормы проводят сопло для выпуска воды. Как понятно, эти лодки собирать и разбирать уже невозможно и в случае проблем менять придется все целиком.

Нюансы использования водометных насадок

Даже если на лодке уже стоит винтовой двигатель, можно использовать водометные насадки. Они крепятся вместо винта и редуктора и изготавливаются практически на любые существующие модели.

Они продаются вместе с инструкцией и необходимыми запчастями, так что установка не составит большого труда и займет не более пары часов.

Рейтинг популярных производителей

Рассмотрим некоторых производителей:

  1. YAMAHA. Это американская фирма, специализирующаяся на винтовых моторах линейки JET. Водометных моделей немного в основном они рассчитаны на использование водометной насадки на гребной четырехтактный мотор высокой мощности. Обычно их применяют в стационарном режиме на лодках, имеющих дистанционное управление. Объем двигателя цельных водометных двигателей колеблется от 250 до 2670 куб. см, количество цилиндров различно — от двух до четырех. В зависимости от модели мощность составляет от 20 до 105 л. с. Запуск осуществляется вручную или при помощи электростартера, управление ручное или дистанционное.
  2. Кальмар. Это небольшой мотор, предназначенный для коротких плаваний и легких лодок. В нем всего 2,5 л. с., что делает его неприспособленным под далекие путешествия. Однако если лодка нужна только для отплытия от берега и возвращения, этот вариант прекрасно подойдет: двигатель легкий, экономичный, надежный, имеет низкий уровень шума. «Кальмар» прост в управлении и не потребует специальных навыков. В основе модели лежит четырехтактный двигатель HondaGXV-50. Цилиндр один, объем двигателя — около 50 см 3 . Он способен развивать скорость до 15 км/ч, так что о дальних плаваниях лучше забыть.
  3. Tohatsu. Эта японская фирма существует уже более 80 лет. Она известна не только производством лодочных моторов, но и как производитель многих техник с двигателями внутреннего сгорания. Ее модельный ряд представлен многими вариантами, которые смогут удовлетворить любые требования. Они подходят и для коротких прогулок по небольшому водоему, и для дальних путешествий. Различаются двух- и трехцилиндровые модели, объем двигателя составляет от 430 до 1267 см 3 . Мощность моделей колеблется от 2,5 до 77 л. с., запуск может быть ручным и электронным, управление осуществляется дистанционно или при помощи румпеля.
  4. Сталкер. Прекрасный вариант для коротких переходов и легких лодок: модели весят не более пяти кг, и развиваются скорость до 10-15 км/ч. Небольшой бензобак и невысокая стоимость стали «визитной карточкой» фирмы: ее моторы доступны, надежны, долговечны и беспроблемные.
  5. Mercury. Более дорогостоящая фирма, отличающаяся высоким качеством и широким выбором моделей. Различаются двух- и четырехтактные двигатели с количеством цилиндров от двух до четырех и объемом двигателя от 430 до 1500 см 3 . Мощность составляет от 25 до 90 л. с., запуск осуществляется через электростартер или вручную. Управление дистанционное или ручное.
  6. Honda. Фирма известна во всем мире как производитель надежной техники разного назначения: автомобилей, мотоциклов, лодок и моторов для них. В основном все модели четырехтактные, на 2-4 цилиндра. Объем двигателя может достигать почти 2400 см 3 при мощности до 105 л. с. Управление у большинства моделей дистанционное, запуск осуществляется стартером.

Эксплуатация: советы и рекомендации

Некоторые рекомендации:

  1. Выбирая подходящую модель, необходимо четко понимать, как и где она будет использоваться: для дальних походов или для переправы на середину небольшого озера, на легкой одноместной лодке или деревянном транспорте с четырьмя пассажирами. Окончательный выбор во многом зависит от этого.
  2. Главный совет, который можно дать тем, кто впервые садится за «руль» водометного двигателя – не торопитесь сразу выходить в открытое плавание. Потребуется пара недель обучения, чтобы приноровиться к управлению также его необходимо зарегистрировать в ГИМС МСЧ России.
  3. Сделать его можно и самостоятельно, используя обыкновенный лодочный мотор. В процессе нужно быть осторожным и внимательно следовать инструкциям.
  4. Мотор можно также использовать как насос для откачки воды и во время дождя: осадки никак не влияют на его работу.
  5. Перед покупкой необходимо убедиться в полной комплектации двигателя: в комплект должны входить все детали, включая запасные, технический паспорт, устройство по эксплуатации.

Ссылка на основную публикацию